1) Выберем расчетную схему выходного вала: подшипники заменим опорами А и B. Относительно опор венец зубчатого колеса расположен симметрично.
2) На валу установлено прямозубое цилиндрическое колесо. Нормальная сила в зацеплении цилиндрической прямозубой передачи Fn, приведенная к оси вала, нагружает его в сечении, расположенном на одинаковом расстоянии от опор. Вал под действием внешних сил изгибается силой Fn и скручивается моментом на валу Т2.
В зацеплении прямозубой цилиндрической передачи действует нормальная сила, которую определим с учетом потерь в зацеплении:
,
где Т2 = … Н×мм,
d2 = … мм,
a = 20° - стандартный угол.
3) Определим реакции в опорах, используя уравнения равновесия:
(l = l 2 – расстояние между центрами подшипников, определённое в п.4.2).
4) Построим эпюры изгибающих моментов и крутящих моментов, затем определим
- в опасном сечении I-I на рисунке 7 значения изгибающего (Ми) и крутящего (Mк) моментов
|
|
,
;
- в опасном сечении II-II на рисунке 7 значение крутящего (Mк) момента:
.
5) В опасных сечениях найдем нормальные и касательные напряжения.
В опасном сечении I-I:
- нормальные напряжения при изгибе
σ
где – осевой момент сопротивления плоского сечения, d=dвала= dк = 37 мм - диаметр вала в опасном сечении I-I;
- касательные напряжения при кручении
τк1
где – полярный момент сопротивления плоского сечения.
В опасном сечении II-II:
- касательные напряжения при кручении
τк2 ,
где – полярный момент сопротивления плоского сечения, d = dвала= dп2 = 30 мм - диаметр вала в опасном сечении II-II.
Расчёт валов на выносливость является уточненным и позволяет учесть влияние концентрации напряжений и абсолютных размеров на их прочность. Цель расчета – определение запасов прочности в наиболее опасных сечениях вала S и в сравнении их с допускаемыми значениями [S]. Должно выполняться условие
S > [ S ].
Расчётное значение запаса усталостной прочности определяется по зависимости
,
где – запас усталостной прочности только по изгибу,
– запас усталостной прочности только по кручению.
Запасы усталостной прочности по изгибу и кручению определяются по зависимостям
;
,
где , – пределы выносливости при изгибе и кручении,
, – амплитуды циклов нормальных и касательных напряжений,
, – средние нормальные и касательные напряжения,
, – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении,
, – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии циклов напряжений при изгибе и кручении,
– фактор качества поверхности,
|
|
– масштабные факторы.
6) Вычислим коэффициенты запаса сопротивления усталости по изгибу и по кручению в каждом опасном сечении
В опасном сечении I-I (dвала= dк = …):
Ss= ;
.
В этих формулах и – пределы выносливости,
» (0,4…0,5) sв, (при sв = 600МПа), » (1,7…1,8) ;
и – амплитуды переменных составляющих циклов напряжений,
и – постоянные составляющие, поскольку напряжения изгиба в валах изменяются по симметричному циклу (см. модуль 2), а напряжения кручения – по отнулевому циклу, составляющие циклов определяются формулами:
= σи1 = 5,5 МПа, = 0;
Средние касательные напряжения численно равны амплитудной составляющей касательных напряжений, т.е.
.
ks = 1,7 и kt = 1,4 – эффективные коэффициенты концентрации напряжений (см. [2], табл. 13), на валу в опасном сечении расположен шпоночная канавка; масштабный фактор выбираем по графику, кривая 2, при диаметре вала d= 37мм =0,78; фактор качества поверхности выбираем по графику, кривая 2, для sв = 600МПа =0,95; ys и yt – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений, для среднеуглеродистой стали ys=0,1 и yt=0,05 (см. [2], стр. 32-33).
Фактор концентрации | kσ | kτ | ||
σВ, МПа | ||||
≤700 | ≤700 | |||
Шпоночная канавка | 1,7 | 2,0 | 1,4 | 1,7 |
Галтель при r/d =0,06 | 1,85 | 2,0 | 1,4 | 1,53 |
В опасном сечении II-II (dвала= dп2 = …):
где kτ = …. (в сечении – галтель),
=0,…. - масштабный фактор выбираем по графику 2, при диаметре вала d= 30мм.
7) Определим коэффициент запаса усталостной прочности и сравним с допускаемой величиной.
В опасном сечении I-I:
.
В опасном сечении II-II:
.
Усталостная прочность выходного вала обеспечена.