Расчёт выходного вала

1) Выберем расчетную схему выходного вала: подшипники заменим опорами А и B. Относительно опор венец зубчатого колеса расположен симметрично.

Рисунок 7 – Эпюры моментов

2) На валу установлено прямозубое цилиндрическое колесо. Нормальная сила в зацеплении цилиндрической прямозубой передачи Fn, приведенная к оси вала, нагружает его в сечении, расположенном на одинаковом расстоянии от опор. Вал под действием внешних сил изгибается силой Fn и скручивается моментом на валу Т2.

В зацеплении прямозубой цилиндрической передачи действует нормальная сила, которую определим с учетом потерь в зацеплении:

,

где Т2 = … Н×мм,

d2 = … мм,

a = 20° - стандартный угол.

3) Определим реакции в опорах, используя уравнения равновесия:

(l = l 2 – расстояние между центрами подшипников, определённое в п.4.2).

4) Построим эпюры изгибающих моментов и крутящих моментов, затем определим

- в опасном сечении I-I на рисунке 7 значения изгибающего (Ми) и крутящего (Mк) моментов

,

;

- в опасном сечении II-II на рисунке 7 значение крутящего (Mк) момента:

.

5) В опасных сечениях найдем нормальные и касательные напряжения.

В опасном сечении I-I:

- нормальные напряжения при изгибе

σ

где осевой момент сопротивления плоского сечения, d=dвала= dк = 37 мм - диаметр вала в опасном сечении I-I;

- касательные напряжения при кручении

τк1

где полярный момент сопротивления плоского сечения.

В опасном сечении II-II:

- касательные напряжения при кручении

τк2 ,

где полярный момент сопротивления плоского сечения, d = dвала= dп2 = 30 мм - диаметр вала в опасном сечении II-II.

Расчёт валов на выносливость является уточненным и позволяет учесть влияние концентрации напряжений и абсолютных размеров на их прочность. Цель расчета – определение запасов прочности в наиболее опасных сечениях вала S и в сравнении их с допускаемыми значениями [S]. Должно выполняться условие

S > [ S ].

Расчётное значение запаса усталостной прочности определяется по зависимости

,

где – запас усталостной прочности только по изгибу,

– запас усталостной прочности только по кручению.

Запасы усталостной прочности по изгибу и кручению определяются по зависимостям

;

,

где , – пределы выносливости при изгибе и кручении,

, – амплитуды циклов нормальных и касательных напряжений,

, – средние нормальные и касательные напряжения,

, – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении,

, – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии циклов напряжений при изгибе и кручении,

– фактор качества поверхности,

– масштабные факторы.

6) Вычислим коэффициенты запаса сопротивления усталости по изгибу и по кручению в каждом опасном сечении

В опасном сечении I-I (dвала= dк = …):

Ss= ;

.

В этих формулах и – пределы выносливости,

» (0,4…0,5) sв, (при sв = 600МПа), » (1,7…1,8) ;

и – амплитуды переменных составляющих циклов напряжений,

и – постоянные составляющие, поскольку напряжения изгиба в валах изменяются по симметричному циклу (см. модуль 2), а напряжения кручения – по отнулевому циклу, составляющие циклов определяются формулами:

= σи1 = 5,5 МПа, = 0;

Средние касательные напряжения численно равны амплитудной составляющей касательных напряжений, т.е.

.

ks = 1,7 и kt = 1,4 – эффективные коэффициенты концентрации напряжений (см. [2], табл. 13), на валу в опасном сечении расположен шпоночная канавка; масштабный фактор выбираем по графику, кривая 2, при диаметре вала d= 37мм =0,78; фактор качества поверхности выбираем по графику, кривая 2, для sв = 600МПа =0,95; ys и yt – коэффициенты чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений, для среднеуглеродистой стали ys=0,1 и yt=0,05 (см. [2], стр. 32-33).

Фактор концентрации kσ kτ
σВ, МПа
≤700   ≤700  
Шпоночная канавка 1,7 2,0 1,4 1,7
Галтель при r/d =0,06 1,85 2,0 1,4 1,53

В опасном сечении II-II (dвала= dп2 = …):

где kτ = …. (в сечении – галтель),

=0,…. - масштабный фактор выбираем по графику 2, при диаметре вала d= 30мм.

7) Определим коэффициент запаса усталостной прочности и сравним с допускаемой величиной.

В опасном сечении I-I:

.

В опасном сечении II-II:

.

Усталостная прочность выходного вала обеспечена.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: