Примеры:
(BD-M WÔ- yàD- Z-)( -)WKÜC Над домом есть птица.
(KCãL-M-WKÔ WÔ- LD- Z-)(¹-M-PD-Mã-)WKÜC Внутри монастыря много монахов.
(KCãL-M-WKÔWÔ-¹-M WÔ- LD- Z-)(Ô-YãZ-M-CEÔC-)WKÜC Среди монахов этого монастыря есть один небуддист.
PY-M WÔ- uO\- Z- (-CY- CÔ- Ô- Z-)(LD-MWÔ-Fã\-HÜD-HÜD-)XãK-YàK# Во времена Марпы за пределами (снаружи) Индии буддийской Дхармы было мало.
(eã-bà-\àP\-KMW-)(D-RäWÔ-PCã-Oã WÔ- yàD- Z-)WKÜC Дордже Семпа находится над нашими головами.
? 3. Упражнения
а) Отработайте чтение на какой-нибудь тибетской книге.
б) Прочитайте и переведите следующие словосочетания и предложения:
KCãL-MWÔ-O-Z- Fã\-CÔ-uãY-Z- ãD-àY-CHÔ\-CÔ-OY-KÜ- D-FàL-CÔ-JãC-Z- KCà-O[à\-CÔ-PHP-KÜ-
"OKà-O-EL-"C-Yà-YàK# Kà-"WãK-KMC-PàK-"CÔ-Z×D-M-YàK# KàWÔ-LD-Z-\×-WKÜC# "OKà-O-EL-"CÔ-KO×\-Z-"WãK-KMC-PàK-"YD-WKÜC# BãD-Z-PCã-Oã-CEÔC-KD-ZC-M-CHÔ\-XãK-YàK# "WãK-KMC-PàK-"CÔ-K ÔO\-KMà-PSá\-Mã-YàK# KD-B-KãC-KPY-Mã-YàK# BãD-CÔ-CX\-Z-"¡L-Y\-CVÔC\-"KAY-Mã-WKÜC# CXãL-Z- D-F×O-\àP\-KMW-wãL-Mã-UÔC-WKÜC# BãD-CÔ-ZC-M-CX\-Z-eã-bà-WKÜC# BãD-CÔ-PÔD-"C-L-eã-bà-"YàK# C\×P-Mã-KàWÔ-WÔ\-Z-\D\-\-KD- D-F×O-\àP\-KMW-CUL-KC-KMà-PD-Mã-WKÜC# Z×D-M-WKÔ-C-OY-WKÜC# LÜO-ãC\-Z-WKÜC XÔL-L-XD-WBãY-OWÔ-Ô-YãZ-Z-WKÜC#
(OKà-O-EL-- “Сукхавати” - “Блаженная”, Чистая Страна Амитабхи;
WãK-KMC-PàK-- “Амитабха”, “[Будда] Безграничного Света”;
¡L-Y\-CVÔC\-- “Авалокита” - “Смотрящий [любящим] взором”, Бодхисаттва Сострадания;
C-L-eã-bà-- “Ваджрапани” - “[С] ваджрой в руке”, Бодхисаттва Бесконечной Силы)
в) Переведите на тибетский:
Где находится институт Кармапы? В Индии. Что есть внутри этого Института? В центре Института - одно большое здание (дом). Там находится храм. Под храмом - столовая, а вокруг него - классные комнаты. Над ними комнаты лам и самого Кармапы. Вокруг этого большого здания находятся комнаты кхенпо, переводчиков и студентов. Откуда студенты Института Кармапы? Некоторые с (из) Запада, другие китайцы. (А) индусов там нет? Нет. В самой Индии буддистов сейчас очень мало. А при ком (в течении кого) было много? Раньше, во времена Будды было много.
6 4. Проверьте свои знания и запомните.
а) Всегда ли глагол WKÜC-используется только в предложениях существования?
б) Как в тибетском образуются конструкции с послелогами?
! 5. Что учить наизусть
а) Важнейшие послелоги.
б) Словарь.
$ 6. Словарь
\D\-\- Будда D-F×O-\àP\-KMW- бодхисаттва
wãL-Mã- синий WBãY-O- сансара
BD-PÔC- комната K-p- сейчас