Исчезает ли одиночество, преследующее человека в обыденности родового бытия, при переходе к более широкой системе отношений между людьми, которую мы называем цивилизацией? Здесь необходимо понять, что в цивилизации реализуются два глобальных устремления человека — воля к самосохранению и воля к продолжению рода, составляющие в своем единстве то, что Шопенгауэр называл волей к жизни.
Но почему речь идет именно о воле к самосохранению и продолжению рода, а не о соответствующих инстинктах? Потому что воля и инстинкт принципиально различны.
СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОХРАНЕНИЮ И ПРОДОЛЖЕНИЮ РОДА: ИНСТИНКТ И ВОЛЯ
§ 13
Понятие инстинкта и воли
Чем же отличается инстинкт к самосохранению и продолжению рода от воли к самосохранению и продолжению рода?
Прежде всего мы можем предположить, что воля к самосохранению и воля к продолжению рода выступают развитием и трансформацией соответствующих инстинктов животных. Но если инстинкт — это извне действующая сила, проявляющаяся через механизм генетического наследования, то воля всегда есть достояние отдельного индивида.
|
|
Инстинкт отделяет живое от неживого. Воля отделяет живое от человека. Отличие инстинкта и воли — это отличие самого высокоразвитого животного и самого низменного человека.
Если инстинкт — это всеобщий шаблон поведения вида и рода животных, то воля есть устремленность каждого отдельного человека к собственному желанному будущему или осознанное само-ограничение.
В нашем языке поэтому воля не случайно синонимична свободе. Говоря иными словами, воля — это свобода, направленная к некой цели.
§ 14