Является ли Богочеловек уделом только будущего человеческого рода? Нет. Ибо мы можем назвать Боголюдьми основателей мировых религий

§ 104

Основатель мировой религии как Богочеловек

Действительно, в личностях основателей мировых религий необоримо и трагически мощно соединились гениальность, святость, героизм, их поступки отличаются предельным мужеством, а их сочувствие и любовь несут в себе всю святость женственности. И Христос, и Будда раскрывают себя миру как единство духовного и душевного, преобразующее плоть — андрогинное единство, роднящее их с Божеством как Единым.

В образе Христа, более близком западному человечеству, мы переживаем поразительный парадокс: отличие от всего человеческого соединяется в его личности с максимальной человечностью. Огромная часть человечества принимает за реальность, что Христос не только Сын Человеческий, но и Сын Бога, воплотившийся и очеловеченный Бог. Другая часть человечества воспринимает это как аллегорию. Однако нельзя воспринимать как аллегорию отличие образа Христа от образа любого другого человека в истории.

Христос есть Гений, ибо гениальны притчи его, из века в век воздействующие на читателей. Христос есть Святой, ибо его любовь к миру побеждает любую ненависть. Христос есть Герой, ибо имея все телесные возможности уничтожить распявшее его человечество, он прощает его. Более того, он освобождает человека и человечество от первородного греха.

Но вместе с тем Христос есть нечто большее, чем Гений, Святой и Герой. Он выступает соединением этих начал в новом и непостижимом для обыденного рассудка качестве — в Богочеловеке. Довольно жалкими являются те люди, которые называют его «экстрасенсом», «гипнотизером» и т.д.... Мерками человеческого нельзя измерить Богочеловека. До него можно только возвыситься в сопереживании и самосотворении-любви, в которых сгорают узость и оторванность человека от целостности божественного...

Образ Будды не так запределен человеку. Будда есть Богочеловек, пришедший освободить не человечество, а себя для человечества. Он ближе и понятней обыденному миру. Поэтому путь его личности освещает спокойная улыбка просветления. Но достижение нирваны еще не есть воскресение. Это — предшествующая воскресению ступень — ступень просветленного, но обезличенного слияния с Бытием. Воскресение Христа несет в себе максимальную личностную наполненность.

Однако основатели мировых религий есть трагические Боголюди. Ибо их пример еще не привел к появлению Богочеловечества.

§ 105


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: