Выводы и перспективы

Богочеловек как образ, символ и категория
духовной и душевной эволюции человека

1. Трагическое противоречие человека и Бога может иметь конструктивное и деструктивное разрешение. Результатом конструктивного разрешения выступает идея Богочеловека.

2. Богочеловек может быть понят как единство гениальности, святости и героизма, а также как андрогинное единство женского и мужского начал. Таким образом, категория Богочеловека имеет прежде всего этическую наполненность. Поднимая вопрос о Богочеловеке, метаантропология становится метаэтикой.

3. Мы можем понимать в качестве Боголюдей основателей мировых религий, соединивших гениальность, святость и героизм.

4. Отсюда понятно, что Богочеловек может быть образом, символом и категорией духовной и душевной эволюции человека. Это категория, в которой выражена возможность разрешения всех трагических противоречий человеческого бытия. Возможность достижения бытия Богочеловека — это возможность духовной и душевной эволюции человека и человечества, понятой как эволюция личности.

5. Эволюцию личности человека можно определить как поступательное развитие человеческих качеств и возможностей по направлению к тому бытию, которое мы назвали богочеловеческим. Идея Богочеловека может выступать критерием эволюции личности человека, избавляющим ее от односторонности и бесчеловечности.

Прояснив значимость идеи Богочеловека и Богочеловечества для современной культуры, мы вновь приходим к вопросу: Как личность может соединить в себе черты Гения, Святого и Героя? Бесконечная сложность такого соединения приводит только к одному ответу: между Человеком и Богочеловеком должны быть промежуточные этапы и пути, выражающие новое качество личностного бытия человека.

Какие это этапы и пути? Ответу на этот вопрос посвящена последняя леция.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

· Бердяев Н. Философия свободного духа. — М., 1994.

· Бердяев Н. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Философия свободного духа. — М., 1994.

· Бердяев Н. Самопознание. — М., 1991.

· Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве // Сочинения: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2.

· Тоффлер О. Особистість майбутнього // Генеза. — 1996. — № 1.

· Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М., 1989.

· Фромм Э. Может ли человек преобладать // Э. Фромм. Ради любви к жизни. — М., 2000.

· Фромм Э. Ради любви к жизни // Там же.

· Хамитов Н., Крылова С. Философский словарь. Человек и мир. — К., 2006.

· Честертон Г. К. Вечный человек. — М., 1991.

· Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М., 1987.

· Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1991.


ЛЕКЦИЯ 9

Сверхчеловек и Метачеловек
как пути к Богочеловеку. Противоречие между ними

1. СВЕРХЧЕЛОВЕК: ЕДИНСТВО ГЕНИЯ И ГЕРОЯ.

2. ПУТЬ МЕТАЧЕЛОВЕКА: СОЕДИНЕНИЕ ГЕНИАЛЬНОСТИ И СВЯТОСТИ.

3. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И МЕТАЧЕЛОВЕЧЕСКОГО.

§ 109


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: