Тема 1. Предмет и задачи психологии развития 2ч./1ч

Психология развития как отрасль психологических знаний, изучающая факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. Предмет психологии развития. Разделы психологии развития и их разработанность. Основные проблемы психологии развития как науки. Связь психологии развития с другими науками. Теоретические и практические задачи психологии развития.

Тема 2. Методология и методы психологии развития 2ч./1ч.

Понятие методологии. Методологические основы психологии развития (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович и др.). Понятие метода и методики. Метод наблюдения, его разновидности и требования к нему. Эксперимент и его виды; констатирующая и формирующая стратегия исследования. Основные формы констатирующего эксперимента: «продольные» и «поперечные» срезы. Анкетные обследования; метод анализа продуктов деятельности. «Близнецовый метод, его значение. «Психология жизненного пути» - как предельный вариант констатирующей стратегии.

Тема 3. История психологии развития. Теории психического развития 2ч./

Отношение к разным возрастным периодам в разные эпохи человеческой истории. Основные теоретические проблемы психологии развития. Возникновение детской психологии в середине XIX века. Проблема психического развития и его движущих сил в зарубежной психологии (К.Лоренц, Ф.Моррис, Г.Айзенк, С.Берг, Н.Хомский и др). Биогенетические и социогенетические направления в психологии. Понятие рекапитуляции (С.Холл, Д.Болдуин). Классические и современные концепции спонтанности психического развития (К.Бюллер, Ч.Спирман). Проблема соотношения морфологического созревания и функции в зарубежной и российской науке (М.Мак-Гроу, Б.Н.Классовский, Н.И.Касаткин). Психоанализ о проблеме психического развития ребенка (З.Фрейд, А.Фрейд, Дж.Боулби, А.Адлер). Понимание процесса психического развития в бихевиоризме (Дж.Уотсон, Э.Торндайк), необихевиоризме (К.Холл, Э.Толмен, Б.Скипер). Классические представители теории конвергенции двух факторов (наследственности и среды) и их современные последователи (В. Штерн, А.Анастази). Понимание психического развития в школе Ж.Пиаже (ранний и поздний периоды). Онтогенез психического развития в школе Дж.Брунера. Концепция социально-исторической обусловленности развития психики в школе А.Валлона. Возрастная психология в дореволюционной России (И.М.Селенов, К.Д.Ушинский). Эволюция отечественной психологии развития. Основные направления в 20-30 годы (К.Н.Корнилов, П.П.Болнский, М.Я.Басов, Д.Н.Узнадзе). Теория и практика педологии. Теория культурно-исторического развития психики Л.С.Выготского. Социально-опосредованный характер психического развития человека. Ведущая роль обучения в психическом развитии. Понятие «зоны ближайшего развития», его общетеоретический и конкретно-психологический смысл.

Принцип социально-исторического детерминизма развития психики человека в современной отечественной психологии. Понятие о «социальном наследовании» как специфически человеческой форме фиксации видового опыта. Проблема движущих сил психического развития в современной отечественной психологии. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Понятие о ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: