Что мешает людям самоактуализироваться?

Проблема деперсонализации – самоутверждение за счет другого. Это те люди, которые не открыли заложенный в них потенциал.

«Мотивация и личность»: «личность представляется целостность и ее сущность следует рассматривать с учетом воздействия культуры, окружения, сложной мотивации (+немотивированное поведение) и здоровой мотивации».

Маслоу выступал против науки, освобожденной от человеческого содержания, и организованной религии, монополизировавшей духовную жизнь. Предметом науки должен стать целостный и уникальный человек, развивающийся в определенной культуре.

21. Пути из «больного» общества: концепция Фромма.

Фромм — инициатор создания Франкфуртской школы, социально-психологического подхода. Он позволяет установить взаимосвязь между экономическими и социальными структурами посредством общих психических тенденций, составляющих основу общества.

Отношение человека к миру и себе подобным — основа исследований Фромма, был участником дискуссий школы «Культура и личность»и не остался безучастным к изучению проблемы выявления психологических, ментальных механизмов культуры.

Ученый стремился установить глубинные психические связи ценностей и установок социальных групп, с политическими, экономическими, социальными условиями, определяющими их модель жизни и мышления. Корни болезни общества и личности ХХ в. виделись Фроммом в патологии экономических связей, в экономическом базисе, отхода человека от природы, его дихотомия.

Культура начинается с определенного этапа развития,там, где кончается природные инстинкты и коренится в отношениях человека к миру и обществу, культуре, хоть изначально природа и человек неразделимы.

Разрыв человеческого бытия — синтез человека природного и человека надприродного (его дихотомия). С 1 стороны, личность желает быть свободной «от...»,стремиться избавиться от зависимости и находит выход в изменении природной реальности, преобразуя ее и подлаживая под себя, однако он требует безопасности! С 2 стороны – оказывается под властью культуры, социальных связей. Желание безопасности часто приобретает форму бегства от свободы, которая налагает требование постоянного выбора и ответственности.

Протестантизм - толчок к освобождению человека. Капитализм внес вклад в развитие позитивной внутренней свободы,самокритику, но и обрел чел-ка на одиночество, изоляцию, бессилия. Отчуждение стало ключевой характеристикой бытия индивида. Типы социального характера: накопительский тип (ск у пость, упорство,педантизм); эксплуататорский тип, реализующий себя лишь через разрушение объекта своих отношений, и пассивный тип, характеризующий индивидов на противоположном общественном полюсе развития. С развитием рыночных отношений чувства изоляции и беспомощности усиливаются, чел-к рассматривается как средство.

Поздний капитализм - потеря корней и ощущение одиночества. Несмотря на кажущуюся включенность личности в пространство общения, личность испытывает одиночество. Потеря ценностных ориентаций приводит к утрате собственной идентичности, «одиночеству в толпе»: жизнь лишается смысла, вернее, человек не может обрести истинные смыслы личностного бытия.

Современность- общество тотального отчуждения, породившим рыночный тип социального характер(кризисное общество! ложные эмоции, идолизация, искаженное чувство любви и патологи, бездуховное существованием).

ВЫХОД ИЗ БОЛЕЗНИ: возвращение к «здоровому» обществу, в основе которого лежит 1) гуманистически ориентированная, а не репрессивная культура, направленная на реализацию экзистенциальных потребностей человека(бескорыстная любовь, ответвтсенность, труд, направленность на Другого). Любовь -идеальная форма общения, служащая единственным разумным ответом все вопросы человеческого бытия, особое мироотношение, основанное на понимании, выражающаяся в творчестве и самореализации, в ощущения единства человеком и природой. 2)потребность в творчестве - активная способность к преобразованию мира, создание мира духовных ценностей, возврат к самому себе. 3) создание нового типа культуры и общества –гуманистический индустриализм, где социальное устройство подчинено целям полного развития способностей человека и всех его

способностей (любить и мыслить). ИТОГ: Формирование гуманистического индустриализма, ориентированного на любовь к человеку, творчество и самореализацию, является идеалом и перспективой будущего. Отношения, построенные на принципах биофилии (любовь к живому), способны преодолеть отчуждение и «бегство от свободы».

В труде «Пути из больного общества» (1953). Фромм создает модель общества со здоровой психической структурой, характером, ориентированным на продуктивность, творчество. В центре такого общества находится человек, и цели его развития должна быть подчинена вся экономическая и политическая деятельность.

КНИГИ:

«Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Искусство любви», «Пути из больного общества».


22. Идеология и соц мифология.

Идеология - систематизирующая совокупность идей,связанных с опред. пониманием общественной жизни,оценкой её качества, перспектив её преобразования. Предполагает определение целей чел деятельности по сохранению,изменению или разрушению существующей соц действительности.Сам термин введён на рубеже 18-19 столетия франц философом и экономистом де Траси, он назвал науку-«наука об идеях».Идеология для Франции начинает рассматриватся не только как термин, приписывающийся науке разума, а как совокупность идей. Трактовка идеологии разная, одна из распространённых-марксистская. Марксизм рассматривает идеологию как ложное сознание, основанная на класовом интересе и её выражающая, хотя сейчас классы размываются.Идеология-не истинная система, соответствющая реальному миру. Мир -библиотека,включающая в себя тексты, в т.ч. и идеологические (постмодернизм).

Черты идеологии:

1)идеология представляет собой мировоззренескую конструкцию;

2)она настаивает о незыблемости её исходных принципов;

3)любая идеология апелирует к интересам и потребностям человека;

4)она всегда сопроваждается претензией на всеобщность при конкретности,зримости выводов, которые предлагает,

5)она не чувствительна к отдельным противоречиям и фомульности выражений.

6)Любая идеология претендует на научность, включает в себя апеляцию к мифологемам,стереотипам чел мышления.

7)претензия на научность.Научность марксизма-он опирается на научные факты,противопоставление ненаучного комунизма научному, под это подбиваются разлин модели-гегеьянская диалектика,развитие об-ва по прогресивной модели.

Идеология может быть равноопасна и равнопозитивна.Каждое об-во предлагает определённые выходы из критической ситуации в культуре исходя из опред обстановки,таким выходом может стать идеология-как скрепа общества.Но она же может заслонить действительные представления о реальности,подменив её собой.

Барт: идеалогия поразитирует на реальности, тое сть создает концепты с помощью которых манипулирует сознанием людей. Язык идеологии играет огромну роль в формировании сознания человека. С помощью языка можно им манипулировать. Он выделяет 2 типа языка: 1)энкратический — существующий под теью власти, ее учреждений и укоренении в культуре, в быту, в прессе (мы сами того не замечаем, но язык пользуется нами, отя мы его используем несознательно). Это традиция, бессознательное поведение. 2) аналитический — основан на мыслительных процессах и претендует на глобальные объяснения мира явлений и событий: марксисзм, фрейдизм, структурализм. Любая идеология, выраженная в претнзиях на объяснение мира является необъективной, но претендует на всеобщность, показывая, что это якобы рацианально.

Между языками — «война факультетов» — Дарида, и Барт — «война дискурсов/языков». Каждый тип языка претендует на свою истину и старается привлечь на свою сторону студентов, которые способствуют распостранению идеологии. Каждый тянет на свою сторону, типо они подготавливают лучше, однако это нужно понимать глобальнее.

Этой войне каждый пользуется своими средствами. 3 типа практики/оружия: 1) всякая сильная дискурсивная система — шоу, демонстрация аргументов, приемы защиты и нападения, но нужно иметь языковые особенности. 2) социалект образует плотную замкнутую систему своеобразных, логических фигур, выступающих средствами манипуляции тех, кто пользуется этим языком. Для того, чтобы воздействовать на людей — ораторское искусство. 3)необходимо создание такого языка, который включает как политику кнута, так и принимает политику пряника.Для того, чтобы использовать весь арсенал устранения и подавления нужно говорить четко, законченными предложениями. Мы видим паразитацию любой идеологии на сознание.

Деррида: Мир есть текст. Критиковал европейскую традицию логоцентризма. Настаивал на необходимости практики деконструкции, в процессе которой выясняется, что текст — случайный набор цитат-архиследов, он не ставил задачи окончательного уничтожения противоположностецй как таковых — для него больший интерес представлял взаимный переход аппозиций друг в друга и поиск совмстных пространств, где они неразличны.

Личность может вырваться из-под контроля идеологии и власти — выход = межличностная коммуникация. Хабермас понимал под этим общение, а отсутствие общественного контроля приведет к полному распаду духовных связей людей. Выход — создание новых форм единства и ценностей. Он предлагает выработать критически рефлексирующее отношение людей к идеологии и мифологии. Коммуникация должна быть многомерной + затрагивать межличностные и межкультурные отношения. Еще 1 выход — творчество (делез). О расширении границ комуникации говорил Готдингер и Апель.

Динамика отношения к идеологии:

50-60е гг движение деидеологизации -охватывает США,Германию,ФРГ.Её поддерживают: Арон, Белл,Поппер. Конец идеологии рассматривается как конец истории(как и у Фукуямы), идеология не нужна,в кач-ве её негативности-пример комунизма. Неолиберализация-становится единой идеологией. Деиеологизация комунизма.Период благоденствия.

70-80е- реидеологизация -период мощного финансового кризиса.Возраждается консерватизм в его неоконсервативной форме. М.Тетчер-лидер консерватизма,Рейган.Представители: А. Белл, Арон.Тогда нужна была объединяющая сила,которая бы сплотила об-ва-соц нестабильность,массовые движения,безработица. Без объединяющих контекстов-не возможно найти общее. Консерватизм,социал-демократизм-возобновились. Тезисы Маргарет Тетчер-если можешь себя обеспечить-обеспечивай,гос-во тебе не поможет.

Основу идеологии,как правило,составляют и наука, и утопич сознание, и мифы, и философия, и обыденое сознание. Сюда-Оруэл «1984». Соединение парадоксов. Стремление к сближению противоречей и противоположностей. «Демократия-есть диктатура пролетариата».

Идеология претендует на научность, рациональное и научное объяснение мира- в отличие от мифа, при этом осуществляет важную функцию комуникации между различными людьми, помимо этого-объяснение,познание мира и т.д. Особеность современой идеологии-они фокусируют вниание на языке, тексте и претендуют на связь с властью.Идеология-единое пространство власти и языка. Через язык, идеологич тексты власть осуществляет контроль и управление над людьми.Ролан Барт-подчеркнул особеность совр идеологии-то что она поразитирует на реальности, сращивание со СМИ,создание различных мифов на этой основе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: