Германия после Первой мировой войны. Экспрессионизм как течение в художественной культуре пред- и послевоенной Германии. "Кабинет доктора Калигари” (1919 г.), реж. Роберт Вине, его сотрудничество с авангардной экспрессионистской группой "Штурм". Решение проблемы выразительности через изобразительную сторону: замена натуры декорациями, использование резких контрастов света и тени, оптические эффекты, деформация предмета как способ усиления выразительности и выявления его «внутренней сути».
Две разновидности немецкого киноэкспрессионизма:
а) ранний, фантастический, восходящий к немецкому романтизму начала 19 века («Носферату. Симфония ужаса» Ф. Мурнау (1922 г.), «Доктор Мабузе, игрок» Ф. Ланга (1922 г.), «Усталая смерть» (1921 г.) и «Кабинет восковых фигур» (1924 г.) П. Лени);
б) поздний, натуралистический («Безрадостный переулок» Г.В. Пабст, 1925, «Последний человек» Ф. Мурнау, 1924).
Экранизация германского эпоса «Нибелунги» Фрицем Лангом (1924 г.).
Влияние немецкого экспрессионизма на развитие киноискусства.
|
|
Тема 4. Начало кино Америки. Трест Эдисона и "независимые".
"Патентная война".
Создание Эдисоном «Патентного союза» как средство борьбы с мошенничеством, пиратством, беззаконием. Стремление «Патентного союза» монополизировать кинобизнес в США. Репертуарная политика «Патентного союза», направленная на «облагораживание» и воспитание зрителей в «никельодеонах», в том числе и особенно эмигрантской публики. Нравоучительность с националистическим оттенком в лентах студий «Патентного союза».
Функционирование независимых от «Патентного союза» киногрупп. Успех их лент у массового зрителя: «Большое ограбление поезда» Эдвина Портера (1902), ковбойские фильмы Андерсена, гротесковые «комедии затрещин». Применение «Патентным союзом» силовых методов борьбы с «независимыми». Перемещение «независимых» в Калифорнию и основание там города кино. Вердикт 1915 года о роспуске «Патентного союза». Победа «независимых» и превращение Голливуда в центр кинопромышленности. Уроки «Патентной войны».