Алгоритм разработки и реализации АОП обучающихся с ОВЗ в образовательной организации

Особенности работы междисциплинарной команды при разработке и реализации Адаптированной образовательной программы:

  1. Разрабатывается в рамках деятельности ППк ОО коллегиально, с учетом рекомендаций ИПР ребенка-инвалида, ПМПК.

Учитель, родители – полноправные участники работы над АОП;

  1. Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год);
  2. По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников, школьном коллективе. Так же предполагается анализ динамики и эффективности работы учителя (воспитателя) и специалистов психолого-педагогического сопровождения. По результатам всех заключений происходит корректировка программы (плана);
  3. Формулировки цели и задач АОП, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер;
  4. Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут (и – соответственно – Адаптированная (индивидуальная) образовательная программа) в рамках образовательной организации для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколькоэтапов. Перечислим самые важные из них (Таблица 2).

Важно: представленная последовательность действий специалистов ОО возможна при наличии у ребенка, поступающего в образовательную организацию, статуса «ребенок-инвалид» и рекомендаций ИПР и/или статуса «ребенок с ОВЗ» и рекомендаций врачебной комиссии и ПМПК по организации для него специальных образовательных условий. При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК. При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождение, такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

Таблица 2

Этап Шаги проектирования АОП Содержание деятельности
Предварительный Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей Администрация школы вместе с координатором по инклюзии (при наличии рекомендаций ИПР и/или ПМПК) - определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную команду; - если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром, привлечение волонтеров и т.д.); - Заключается договор с родителями. - проводится сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье (см.ниже).
Оценка требований ФГОС и ОП Изучение документации; Разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы психолого-педагогического сопровождения и т.д.
Диагностический Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования - Организация диагностической работы учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия (по-возможности - комплексно); - подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов являются самыми актуальными.
  Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов Организация деятельности ППк: обсуждение заключений специалистов, Принятие решения о необходимости разработки АОП
Разработка Проектирование необходимых структурных составляющих АОП Деятельность учителя и специалистов сопровождения в рамках работы ППк. При необходимости – привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о сотрудничестве.
Определение временных границ реализации АОП
Четкое формулирование цели АОП (Совместно с родителями!)
Определение круга задач в рамках реализации АОП
Определение содержания АОП (коррекционный, образовательный компоненты)
Планирование форм реализации разделов АОП  
Определение форм и критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной компетентности обучающегося (воспитанника)
Определение форм и критериев мониторинга эффективности учебной и коррекционной работы
Реализация   Организация деятельности учителя и специалистов психолого-педагогичесекого сопровождения в соответствии с Программой и планом; - организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка; - организация мониторинга эффективности коррекционной работы.
Анализ и коррекция   Организация деятельности ППк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных достижений ребенка; - внесение корректив в АОП.

Начало формы

Предварительная (первоначальная) информация о ребенке и его семье может включать следующие направления (для школы) (таблица 3):

Таблица 3

Содержание информации Возможная документация
Перечисление специальных условий, необходимых ребенку для освоения образовательной программы и социальной адаптации в данной образовательной организации. Заключение ПМПК (городской, региональной, окружной и т.п.) Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР)
Актуальное состояние здоровья ребенка, рекомендации врачей на момент поступления в школу. Медицинская карта первоклассника
Образование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка до поступления в школу: посещал ли ребенок детский сад, какую группу или структурное подразделение, какие специалисты с ним работали в детском саду или дополнительно; посещал ли группы по подготовке к школе вне детского сада – ППМС-центре, другой школе, учреждениях дополнительного образования и т.д. Психолого-педагогическая характеристика ребенка, дневник психолого-педагогического сопровождения (если есть), со слов родителей
Сведения о семье: полная или неполная, состав семьи; есть ли поддержка со стороны других родственников; есть ли у ребенка няня или постоянный сопровождающий Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка в инклюзивном классе, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей. ! Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ, а так же для определения режима пребывания ребенка в школе.
Сведения о дополнительном образовании:Посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения; занимается ли с педагогами на дому; каков режим и длительность дополнительных занятий  
Сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении:занимается ли ребенок с какими-либо специалистами (психолог, дефектолог, логопед, кинезотерапевт и т.д.) на момент поступления в школу; планируют ли родители продолжать занятия с этими специалистами параллельно обучению в школе, если да – то каким образом можно «связаться» с этими специалистами для определения общего направления работы.  

Важно: родители могут, но не обязаны сообщать сотрудникам школы медицинские диагнозы ребенка, наблюдается ли он у того или иного врача. Если между родителями и специалистами школы складываются отношения доверия и сотрудничества, родители по собственной воле сообщают обо всем, что может повлиять на качество обучения или потребовать специальных условий для адаптации ребенка в школьной среде.

3. Содержательные аспекты реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: