Проблема состава и типологизации гражданской юрисдикции

Актуальные проблемы права

Ярков Владимир Владимирович, заведующий кафедрой гражданского процесса

Скачать программу с сайта.

Мая 2013 г.

Тенденция развития гражданского процесса

40 часов – семинары. Должны быть рефераты.

Ярков, статья «Развитие цивилистического процесса в России», Вестник гражданского процесса, 2011, № 1; «Исполнительное производства в государствах членах международного союза судебных исполнителей» «Арбитражный и гражданский процесс, 2011, № 7-8; «Небюджетная частная организация принудительного исполнения: за и против», Вестник ВАС, 2007; плюс посмотреть журнал «Закон» за 2013 года, № 5.

Основные вопросы смотреть в программе.

Пока лектор будет пересказывать свои статьи. Можно также посмотреть учебники кафедры, комментарии к законом кафедральные. А также журнал «Арбитражный и гражданский процесс.

Концепции правосудия:

- либеральное правосудие

-

Мая 2013 года

40 часов, 69 часов на самостоятельную работу, экзамен

Плешанов Александр Геннадьевич.

Актуальные проблемы развития современной гражданской юрисдикции

4 проблемы:

1) проблема состава и типологизации гражданской юрисдикции

2) проблема дифференциации и унификации гражданско-процессуальной формы

3) проблема принципов гражданской юрисдикции

4) проблема интеграции альтернативных процедур в система гражданской юрисдикции России.

Проблема состава и типологизации гражданской юрисдикции

В понятии «гражданской юрисдикции» надо выделять 2 аспекта:

1. значения термина «юрисдикция», употребляемое в зависимости от контекста

Ø юрисдикция, как орган, надаленный полномочиями разрешать различные юридические вопросы в рамках гражданского оборота (как спорные, так и бесспорные);

Ø юрисдикция, как полномочия по разрешению юридических вопросов в сфере гражданского оборота;

Ø юрисдикция, как особый вид деятельности, которая по своим целям носит правоохранительный характер, а по содержанию – правоприменительный.

2. виды органов, входящих в систему гражданской юрисдикции

Первоначально понятие «юрисдикция» употреблялось в римском праве для обозначения полномочия магистрата на разрешение частных споров на основе закона и составляло элемент магистраторской власти. Она охватывала собой как удостоверение определенных обстоятельств с целью придания им бесспорного, достоверного характера, так и собственно полномочия по урегулированию конфликта.

В дальнейшем термин «Юрисдикция» закрепился исключительно за деятельностью суда по разрешению споров в сфере гражданского оборота, то есть им стали обозначать правосудие по гражданским делам – судопроизводство.

С развитием правовых систем происходило расширение значения слова «Юрисдикция», это происходило не одномоментно, им стали обозначать не только судебную деятельность, но и деятельность не судебных органов, в частности, третейских судов.

В настоящее время в российской доктрине преобладающей является широкая трактовка понятия «гражданская юрисдикция», под которой понимается деятельность всех органов, включая органы судебной власти,по разрешению гражданских (в широком смысле) дел.

К числу признаков, характеризующих юрисдикцию независимо от того, о каком конкретно органе идет речи, относятся:

А) наличие законодательного акта, наделяющего орган юрисдикционными полномочиями

Б) юридическая природа органов, осуществляющих юрисдикционную деятельность, выражающаяся в их целях и задачах

В) сумма правомочий, предоставленных органа для выполнения правоохранительной и правоприменительной функций.

Концентрированным признаком юрисдикционных полномочий является право на вынесение итогового юрисдикционного (правоприменительного) акта, обладающего свойством обязательности для лиц, в отношении которых этот акт был вынесен.

Г) определенная процессуально-процедурная форма реализации юрисдикционных правомочий.

В литературе сложилось деление, согласно которому по степени процедурной сложности необходимо различать процессуальную форму, которая характерна только для деятельности судебных органов и отличается наиболее высокой степенью сложности и детализированности в законодательном акте (как правило, кодифицированном) и процедурную форму, которая применяется в деятельности внесудебных юрисдикционных органов (например, нотариальная процедурная форма).

Д) специфический метод осуществления правоприменительных функций, в котором сочетаются императивный и диспозитивный начала.

Е) круг правоотношений, составляющих предмет правоохранительной и правоприменительной функции конкретного органа. У разных органов он является разным.

Круг отношений, входящих в предмет деятельности органа, в любом случае должен быть связан с гражданским оборотом, то есть с реализацией частных (конкретного субъекта) интересов субъектов материальных правоотношений.

Все перечисленные признаки должны быть в совокупности, только при этом условии можно говорить о конкретном органе, как об органе гражданской юрисдикции.

В литературе принято проводить типологизации применительно к системе юрисдикции в целом. В таком понимании выделяются 5 видов юрисдикции:

1) уголовная судебная юрисдикция, осуществляемая СОЮ

2) общая гражданская судебная юрисдикции, осуществляемая СОЮ по рарешению гражданско-правовых вопросов за исключением отнесенных законом к ведению гражданских судов.

2) административная юрисдикция – осуществляемая органами, уполномоченными на рассмотрение административно-правовых вопросов

Ø проблема выделения административного судопроизводства

Ø проблема создания административных судов

1) Арбитражная или хозяйственная юрисдикция, осуществляемая системой арбитражных судов по разрешению вопросов, отнесенных к их ведению Ф)

4) юрисдикция третейских судов, осуществляемая как разовыми так и постоянно действующими судами по разрешению гражданско-правовых вопросов при наличии соглашения о передаче в ТС.

5) исполнительная юрисдикция – осуществляемая различными ОИВ по рассмотрению юридических вопросов в сфере ГО по вопросам их компетенции. (управление Росреестра, ФАС, ФНС, Роспатент, ФТС и др.)

6) нотариальная юрисдикция, осуществляемая нотариусами (частными и государственными)

7) общественная юрисдикция – инициатива по созданию товарищеских судов (Астахов).

Таким образом, в составе современной гражданской юрисдикции России можно выделить следующие органы:

1. органы судебной власти – КС РФ, КУС субъектов, АС, СОЮ

2. третейские суды – статус юрисдикционного органа характерен только для постоянно действующих ТС, которые по действующими законодательству не обладают правами ю\л, а создаются при других организациях. Они не могут создаваться при органах власти.

3. нотариат

4. ОИВ, ОМСУ, иные органы (см выше) + особняком органы принудительного исполнения (они не решают вопросы, а приводят в исполнение решения других органах)

5. общественные или квази-судебные юрисдикционные органы (КТС, товарищеские суды, общественная коллегия по жалобам на прессу,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: