Актуальные проблемы права
Ярков Владимир Владимирович, заведующий кафедрой гражданского процесса
Скачать программу с сайта.
Мая 2013 г.
Тенденция развития гражданского процесса
40 часов – семинары. Должны быть рефераты.
Ярков, статья «Развитие цивилистического процесса в России», Вестник гражданского процесса, 2011, № 1; «Исполнительное производства в государствах членах международного союза судебных исполнителей» «Арбитражный и гражданский процесс, 2011, № 7-8; «Небюджетная частная организация принудительного исполнения: за и против», Вестник ВАС, 2007; плюс посмотреть журнал «Закон» за 2013 года, № 5.
Основные вопросы смотреть в программе.
Пока лектор будет пересказывать свои статьи. Можно также посмотреть учебники кафедры, комментарии к законом кафедральные. А также журнал «Арбитражный и гражданский процесс.
Концепции правосудия:
- либеральное правосудие
-
Мая 2013 года
40 часов, 69 часов на самостоятельную работу, экзамен
Плешанов Александр Геннадьевич.
|
|
Актуальные проблемы развития современной гражданской юрисдикции
4 проблемы:
1) проблема состава и типологизации гражданской юрисдикции
2) проблема дифференциации и унификации гражданско-процессуальной формы
3) проблема принципов гражданской юрисдикции
4) проблема интеграции альтернативных процедур в система гражданской юрисдикции России.
Проблема состава и типологизации гражданской юрисдикции
В понятии «гражданской юрисдикции» надо выделять 2 аспекта:
1. значения термина «юрисдикция», употребляемое в зависимости от контекста
Ø юрисдикция, как орган, надаленный полномочиями разрешать различные юридические вопросы в рамках гражданского оборота (как спорные, так и бесспорные);
Ø юрисдикция, как полномочия по разрешению юридических вопросов в сфере гражданского оборота;
Ø юрисдикция, как особый вид деятельности, которая по своим целям носит правоохранительный характер, а по содержанию – правоприменительный.
2. виды органов, входящих в систему гражданской юрисдикции
Первоначально понятие «юрисдикция» употреблялось в римском праве для обозначения полномочия магистрата на разрешение частных споров на основе закона и составляло элемент магистраторской власти. Она охватывала собой как удостоверение определенных обстоятельств с целью придания им бесспорного, достоверного характера, так и собственно полномочия по урегулированию конфликта.
В дальнейшем термин «Юрисдикция» закрепился исключительно за деятельностью суда по разрешению споров в сфере гражданского оборота, то есть им стали обозначать правосудие по гражданским делам – судопроизводство.
|
|
С развитием правовых систем происходило расширение значения слова «Юрисдикция», это происходило не одномоментно, им стали обозначать не только судебную деятельность, но и деятельность не судебных органов, в частности, третейских судов.
В настоящее время в российской доктрине преобладающей является широкая трактовка понятия «гражданская юрисдикция», под которой понимается деятельность всех органов, включая органы судебной власти,по разрешению гражданских (в широком смысле) дел.
К числу признаков, характеризующих юрисдикцию независимо от того, о каком конкретно органе идет речи, относятся:
А) наличие законодательного акта, наделяющего орган юрисдикционными полномочиями
Б) юридическая природа органов, осуществляющих юрисдикционную деятельность, выражающаяся в их целях и задачах
В) сумма правомочий, предоставленных органа для выполнения правоохранительной и правоприменительной функций.
Концентрированным признаком юрисдикционных полномочий является право на вынесение итогового юрисдикционного (правоприменительного) акта, обладающего свойством обязательности для лиц, в отношении которых этот акт был вынесен.
Г) определенная процессуально-процедурная форма реализации юрисдикционных правомочий.
В литературе сложилось деление, согласно которому по степени процедурной сложности необходимо различать процессуальную форму, которая характерна только для деятельности судебных органов и отличается наиболее высокой степенью сложности и детализированности в законодательном акте (как правило, кодифицированном) и процедурную форму, которая применяется в деятельности внесудебных юрисдикционных органов (например, нотариальная процедурная форма).
Д) специфический метод осуществления правоприменительных функций, в котором сочетаются императивный и диспозитивный начала.
Е) круг правоотношений, составляющих предмет правоохранительной и правоприменительной функции конкретного органа. У разных органов он является разным.
Круг отношений, входящих в предмет деятельности органа, в любом случае должен быть связан с гражданским оборотом, то есть с реализацией частных (конкретного субъекта) интересов субъектов материальных правоотношений.
Все перечисленные признаки должны быть в совокупности, только при этом условии можно говорить о конкретном органе, как об органе гражданской юрисдикции.
В литературе принято проводить типологизации применительно к системе юрисдикции в целом. В таком понимании выделяются 5 видов юрисдикции:
1) уголовная судебная юрисдикция, осуществляемая СОЮ
2) общая гражданская судебная юрисдикции, осуществляемая СОЮ по рарешению гражданско-правовых вопросов за исключением отнесенных законом к ведению гражданских судов.
2) административная юрисдикция – осуществляемая органами, уполномоченными на рассмотрение административно-правовых вопросов
Ø проблема выделения административного судопроизводства
Ø проблема создания административных судов
1) Арбитражная или хозяйственная юрисдикция, осуществляемая системой арбитражных судов по разрешению вопросов, отнесенных к их ведению Ф)
4) юрисдикция третейских судов, осуществляемая как разовыми так и постоянно действующими судами по разрешению гражданско-правовых вопросов при наличии соглашения о передаче в ТС.
5) исполнительная юрисдикция – осуществляемая различными ОИВ по рассмотрению юридических вопросов в сфере ГО по вопросам их компетенции. (управление Росреестра, ФАС, ФНС, Роспатент, ФТС и др.)
6) нотариальная юрисдикция, осуществляемая нотариусами (частными и государственными)
7) общественная юрисдикция – инициатива по созданию товарищеских судов (Астахов).
|
|
Таким образом, в составе современной гражданской юрисдикции России можно выделить следующие органы:
1. органы судебной власти – КС РФ, КУС субъектов, АС, СОЮ
2. третейские суды – статус юрисдикционного органа характерен только для постоянно действующих ТС, которые по действующими законодательству не обладают правами ю\л, а создаются при других организациях. Они не могут создаваться при органах власти.
3. нотариат
4. ОИВ, ОМСУ, иные органы (см выше) + особняком органы принудительного исполнения (они не решают вопросы, а приводят в исполнение решения других органах)
5. общественные или квази-судебные юрисдикционные органы (КТС, товарищеские суды, общественная коллегия по жалобам на прессу,