Билет № 1.
1. Глобальные проблемы современности и пути их решения.
2. Духовный мир личности. Мировоззрение.
3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф.Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?
Билет № 2.
1. Правовое государство.
2. Свобода в деятельности человека.
3. Сформулируйте линии сопоставления различных экономических систем и заполните соответствующую графу таблицы.
Линии сравнения | Рыночная экономическая система | Командно-административная экономическая система |
1. | Частная собственность | Государственная собственность |
2. | Личный интерес свободных производителей | Государственный план |
3. | Цены устанавливаются в результате взаимодействия спроса и предложения | Государство устанавливает цены на товары и услуги |
Опираясь на данные таблицы, дайте развёрнутую характеристику различных систем хозяйствования.
|
|
Билет № 3.
1. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
2. Религия как феномен культуры.
3. По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.
Билет № 4.
1. Социальное взаимодействие и общественные отношения.
2. Потребности и интересы.
3. Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или не знатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму правления.
Билет № 5.
1. Основные институты общества.
2. Познание мира. Виды человеческих знаний.
3. Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию:
· свобода высказывания мнений;
· свобода мысли и свобода выбора;
· равенство людей перед законом;
· справедливые, хорошие отношения между людьми;
· участие в управлении, в осуществлении власти всего народа;
· отсутствие бюрократизма;
· гласность.
Свой выбор обоснуйте.
Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?