Как работать с детьми. (Методические рекомендации для родителей)

(Методические рекомендации для родителей).

Многие полагают, что достаточно записать ребенка в шахматную школу и дальше все пойдет само по себе. Тренер поможет, подскажет, ребенок втянется, среда сблизит. Это не совсем так. Ребенок – это, по сути, не сформировавшаяся личность которой во всем нужна поддержка. Чаще всего в шахматную школу приводят детей в возрасте 6-8 лет. В этом возрасте дети очень подвержены влиянию окружающих. К тому же родители всегда говорят при знакомстве: «вот твой тренер, слушайся его». Многие дети, приходят в шахматные секции, не имея ни представления о шахматах, ни, что самое главное – желания заниматься. И первое что должен сделать тренер, это привить любовь к шахматам, чтоб ребенок тянулся к занятиям. Но, в процессе обучения также велика роль и родителей, причем чаще всего, в первую очередь – мам. Психолог и писатель Скотт Пек замечает: «Для ребенка его родители олицетворяют окружающий мир. Он предполагает, что образ мыслей и образ действий его родителей являются единственно возможными и правильными». Исследования Мартина Селигмана (амер. психолог, основоположник позитивной психологии) приводят к тому же заключению: мы учимся смотреть на окружающий мир глазами наших родителей (точнее, своих мам). «Если у ребенка мать оптимистка, это замечательно, - пишет Селигман. – Но горе тому ребенку, у которого мать пессимистка». Как мы могли с вами заметить, очень важно, чтоб занятия и увлечения ребенка приветствовались родителями.

Полагаю, не открою Америку, если скажу, что всем людям необходимо внимание, в должном объеме. Неважно вам 20 лет, 43, или 80. В любом возрасте всем нам хочется капельку внимания. Дети в раннем возрасте часто подвержены влиянию окружающей среды. Задача родителей, дома, хоть иногда подходить к ребенку, который самостоятельно занимается шахматами и в веселой и непринужденной обстановке попытаться поиграть с ним. И неважно, умеете вы играть в шахматы или нет. Важен сам факт контакта, важно ваше участие в его микромире. Вы сразу обратите внимание: как он изменится, как засияет, как оживет. Внимание – это ключ к пониманию ваших детей. Внимание не бывает много. Оно или есть или его нет.

Для некоторых детей занятия шахматами являются, чуть ли не адским трудом. Ну, подумайте сами: в шахматной школе - тренировки, дома – домашние задания; а как хочется (к примеру, летом) оторваться от шахмат, сесть за компьютер, посмотреть телевизор, поиграть в футбол и т.д, список можно расширять до бесконечности. И если даже поначалу еще хватает энтузиазма, то постепенно желание пропадает, опускаясь до нулевой шкалы. Что может помочь в данном случае? Во-первых, это на самом деле тяжело заниматься шахматами…в одиночестве. И не только в одиночестве. Но, в одиночестве – вдвойне. Посему, будет здорово, если рядом с вами живет другой ребенок, который ходит в эту же шахматную школу и не прочь заниматься вместе. Такие моменты надо приветствовать и поощрять. Также положительно скажется на самостоятельной работе, если кто-то из взрослых (отец, дядя, дедушка) играют в шахматы и имеют возможность заниматься с ребенком.

Еще один важный нюанс это мотивация. Мотивируйте ребенка. Приведите факты, чего он сможет добиться, если будет хорошо заниматься шахматами. Покажите, какие перед ним могут открыться перспективы. Ведь успехи на всероссийских соревнованиях подарят ему, помимо встречи с сильнейшими детьми его возраста, еще и возможность увидеть мир. Велика вероятность, что став единожды чемпионом или призером России, ребенка, в дальнейшем, с радостью примут в свои объятия многие вузы страны. Заставьте ребенка поверить, что он сам способен сотворить свое счастье, убедите его, что всё в его руках.

Еще одним важным фактором достижения успеха является стимулирование. Каково оно, когда вам говорят, что в этом месяце вам причитается 13 зарплата или, что вам помимо зарплаты полагается еще и премия? Согласитесь приятно. В этот момент мы все превращаемся в детей, которым купили новую игрушку. Радость, как можно заметить со стороны, неподдельна. Стимулируйте своих детей, доставляя им радость. Как? Да очень просто. Допустим, дал тренер домашнее задание. Скажите своему чаду, что если он всё сделает правильно, то, к примеру, поведете его в кино, на новый фильм, или купите какую-то понравившуюся ему когда-то игрушку или…да этих «или» куча, было бы желание. Стимулирование может быть краткосрочного или долгосрочного характера. К примеру, можно попросить ребенка освоить определенный материал в течение месяца, и если после вашей проверки, он всё правильно показывает, то…ну, значит вы «попали». Тут мы с вами касаемся еще одного важного момента: никогда ничего не обещайте своему ребенку, если не уверены, что способны выполнить свое обещание. Стив Чандлер (корпоративный консультант и специалист по вопросам мотивации) как-то привел такой эпизод из своей жизни: «Однажды я пообещал своим детям, что отправлю их в лагерь, расположенный на берегу озера Мичиган, где они уже бывали и остались довольны. Для жителей Аризоны озера и леса северного Мичигана кажутся чудом. Пребывание в лагере стоит немалых денег, но, когда я давал обещание, мои дела шли хорошо и я думал, что так и будет продолжаться. С приближением лета с финансами у меня стало хуже, пришлось пересмотреть приоритеты. Лагерь в перечень новых приоритетов никак не вписывался. Помню, я завел разговор на эту тему с Бобби, которому на тот момент было 8 лет. Я постарался объяснить ему, что ситуация временно ухудшилась, так что в этом году про лагерь придется забыть. Когда я говорил всё это, он сидел рядом со мной на переднем сиденье автомобиля. Я никогда не забуду гримасу, исказившую его лицо. Он сказал очень тихо, так тихо, что я едва услышал его: «Но ты же обещал». Более я не повторял подобных ошибок, и как бы тяжело не было, всегда держал данное обещание».

Некоторые родители (мамы) на вопрос: - любите ли вы своих детей? - удивленно пожимают плечами, как бы говоря тем самым, что за глупость, конечно же, любим. Всем своим видом они показывают - это как бы даже не обсуждается, ибо уже изначально, само по себе, истинно. Как много вы проводите с ним время? Да, каждый день, я гуляю с ним по два часа, а что? Когда вы любите с ним гулять, с таким сладким, вкусным, розовощеким, в этом момент да, вы его любите. Вы словно первая красавица привлекаете к себе внимание прохожих. И вам это, ясно дело, приятно. А что же такое происходит с вами, когда он мешает вам смотреть телевизор, хныча, плача, скуля, и, требуя, чтобы вы что-то ему дали? Да ничего, вы просто превращаетесь в обычную домохозяйку, из уст которой срывается нежное и при этом любвеобильное – заткнись уже я тебе сказала, пока по башке не дала! Сколько же тепла в этих словах, любви, заботы, внимания…Итак, любит ли эта мама своего ребенка? Нет, она любит с ним гулять. А на самом деле, в чем проявляется любовь к ребенку? В заботе о нем. Не в том, что мы от него получаем, а в том, что способны ему дать на протяжении всей его жизни. Это очень важный момент. Ребенок должен чувствовать вашу любовь. В буквальном смысле он должен дышать ею. Каждый миг, который вы проводите вместе со своим ребенком, каждый час, что вы «тратите» на него, вы делаете себя, вместе с ним, счастливее, вбирая в себя всеми фибрами души радость жизни. Любовь должна идти изнутри. Ее не надо показывать, она сама себя покажет, выражаясь в отношении и поступках. Любите, всегда помня о том, что лучше этого счастья ничего нет. Любите своих детей. Любите всем сердцем. Они этого достойны.

Я не претендую на оригинальность и не намекаю на то, что всё сказанное мной истинно и не подлежит сомнению. Все мы люди, а значит, все имеем право на ошибку. Но, я твердо верю, что если родители сумеют обратить внимание на все те моменты, что написаны выше, вы не только сумеете привить ребенку любовь к шахматам, но и сделаете его ближе. Итак, вспомним всё то, на чем мы стремились с вами заострить внимание:

1. Внимание

Очень важно, чтоб ребенок чувствовал ваше внимание в процессе осваивания нового предмета, науки, искусства, коим являются шахматы. Не позволяйте ему никогда, хоть на какое-то, пусть даже очень короткое время, почувствовать себя без внимания. Стоит лишь на «мгновение» оставить его одного и, вы не заметите, как он быстро бросит шахматы, даже не успев к ним привыкнуть, переключившись на что-то другое. В процессе работы, в дальнейшем, всё его внимание захватят как шахматы, так и…тренер, на плечи которого ляжет вся ответственность за его будущие успехи и неудачи. Но, на начальном этапе ваша роль много значимее. Помните об этом, родители.

2. Самостоятельная работа

Всякий раз, когда вы видите, как ваш ребенок самостоятельно занимается шахматами, постарайтесь приложить максимум усилий, чтоб прекратить это «мучение». Ибо заниматься любой умственной работой, даже подчас взрослому человеку, в течение нескольких часов, удается не всегда. Это изматывает, это надоедает, это в итоге, вызывает обратную реакцию. Вместо любви к шахматам появляется отвращение. Другое дело, когда каким-то общим делом заняты два и более человека. Работа движется много быстрее и эффективнее. Если кто-то из близких или родных играет в шахматы, попросите их приходить чаще в гости, дабы (хотя бы) поиграть с ребенком пару тройку партий. Поинтересуйтесь у тренера, кто из его группы, который примерно одного возраста и уровня игры с ним, живет поблизости. Наладьте отношения с родителями того ребенка и предложите, чтоб они занимались вместе. Это сплотит детей и позволит гораздо быстрее добиться результата, в плане их роста.

3. Мотивация

Мотивируйте своих детей. Постоянно мотивируйте их. Очень важно донести, что в итоге, в результате полноценной и кропотливой работы, уже через несколько лет, к их ногам может обрушиться…целый мир. Мир, который будет принадлежать им. Каждый Божий день они должны просыпаться с мыслями, что они достойны, быть и стать лучшими. Они должны понять, что они сами кудесники своего счастья, всё в их руках. Лишь от них одних зависит, кем они станут: победителями или побежденными. Если в какой-то момент вы видите, что у ребенка пропадает интерес к шахматам, задайте ему вопрос: - а для чего ты столько лет занимался, чтоб вот так, взять и бросить? А тебе не стыдно будет смотреть в глаза тем, кто верит в тебя…до сих пор? Стань лучшим и тогда…бросай, если не захочешь стать еще лучше, чем есть. Но, прежде чем бросить докажи всем, что ты бросаешь лишь потому, что тебе не интересно, что сильнее тебя всё равно никого нет, что ты – лучший! Мотивируйте постоянно своих детей, неся в себя позитив. Всем своим видом вы должны излучать уверенность в том, что говорите, что делаете, куда направляете. Вы, одни из немногих, кого они всегда готовы услышать. Потому что в большинстве своем вы являетесь для них примером для подражания.

4. Стимул

Стимулировать детей нужно, но, при этом следует делать это аккуратно и…не слишком часто, дабы сие не вошло в привычку. Просто, если стимулировать, не задумываясь о завтрашнем дне, мы, лишь испортим наших детей. Они будут заниматься шахматами не потому, что им хочется или нравится, а лишь затем, чтобы получить из этих занятий свою выгоду. Чтобы получить то, что явилось стимулом. Однако если чередовать стимулирование с небольшими паузами, то вы удивитесь, насколько продуктивнее и работоспособнее могут стать ваши дети. Когда есть стимул, цель с каждым днем становится ближе и отчетливее вырисовывается на фоне поставленных задач.

5. Обещание

Обещание тесно переплетается с 4 пунктом. Ибо, стимулируя своего ребенка, если вы, пообещав что-либо, не сдержите слово, вы не только не приблизите его к себе, но и отдалите. Важность данных обещаний не подлежит сомнению. Однако выполнять свои обещания у нас получается не всегда, хотя и случается это в большинстве случаев не нарочно. Иногда мы берем на себя слишком много, иногда хватаемся за то, что не способны выполнить, а иногда просто откладываем все на последний момент. В результате мы не только подводим близких нам людей, но и подрываем свой авторитет. Какой же вывод мы можем сделать из всего сказанного? Всегда начинайте с малого, не обещая ничего значимого. Взвешивайте каждое свое сказанное слово. Ну и самое главное - Не давайте невыполнимых обещаний. Помните, обещая, вы даете своего рода обязательства, и не имеете права их нарушить. Если вы не уверены, лучше не обещайте, а просто скажите: «я не обещаю, но я попробую, и если получится, то обязательно сделаю». Дети очень ранимы. Не забывайте это. Одна ошибка способна перечеркнуть всё то хорошее, что вы делали раннее…

6. Любовь

Любовь способна творить чудеса. Во всех своих проявлениях. Любите своих детей не тогда, когда они милые и хорошие, а всегда и в особенности тогда, когда в силу своего характера, или еще каких-либо причин, ваш ребенок не слушается вас, вызывая тем самым (как вам кажется) ваш праведный гнев. Не позволяйте себе повышать голос на ребенка. Не давите. Не кричите. В юном возрасте ребенок, словно губка всё впитывает в себя. Включая и ваше отношение к нему. И если вы не научитесь проявлять гибкость характера, то надавив единожды, вы «убьете» в нем его индивидуальность, превращая его в послушного зомби. Не позволяйте, своему ребенку, усомнится в искренности вашего к нему отношения. Всегда говорите ему как вы его любите, подкрепляя это конкретными делами и поступками. Очень важно, чтобы та тонкая нить, что связывает родителем с ребенком, всегда была натянута, но, при этом, никогда не обрывалась. В воспитании, как и в прививании любви ребенка, к чему бы то ни было, огромная роль принадлежит, в первую очередь, матери. Мать тоньше и глубже чувствует свое чадо, чем самый любящий отец. Просто любить кого-то – это еще мало. Надо любить человека больше, чем самого себя. Мать любит детей больше чем себя. Любовь – это когда ты отдаешь, не требуя ничего взамен. Любите детей. Делайте себя счастливее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: