Типологии девиантов:
По Еникееву: недисциплинированные, аморальные, аддиктивные, делинквентные (асоциальные и антисоциальные), одаренные;
По Менделевичу: делинквентные, аддиктивные, патохарактерологические, психопатологические, основанные на гиперспособностях.
Группы риска:
Педагогически запущенные: конфликтные, несдержанные, труднообучаемые, труднообучающиеся, с нарушением способности преобразования ситуации;
Дети с эмоциональными нарушениями: фобичные, с повышенной тревожностью, депрессивные, ипохондрики, агрессивные, аффективные;
Дети с нарушениями в волевой сфере: негативистичные, импульсивные, эгоистичные, слабовольные, упрямые;
С депривацией основных потребностей;
С нарушением школьной адаптации.
.
Опыт работы показывает, что в России уже реально существуют все предпосылки для создания государственной программы психопрофилактики в образовании. Одним из средств, обеспечивающих эти возможности, является система социопсихологического мониторинга. Мониторинг и современные технические средства связи позволяют создать «динамическую карту образовательного пространства», в которой в качестве подсистемы выступает «карта состояния психологического здоровья» субъектов образовательных сред.
|
|
Итак, о психологической профилактике в общеобразовательном учреждении мы говорим в том случае, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для их развития. В условиях специальной школы, речь чаще идет о второй и третьей ступенях профилактики.
Психопрофилактическая работа может проводиться как в индивидуальной, так и групповой формах, как с детьми, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. Основная сложность этой работы заключается в психологической неготовности педагогического коллектива и родителей понять принять ее необходимость. По этой причине инициатива организации профилактической деятельности полностью исходит от самого психолога, им организуется и осуществляется.
В процессе профилактики психологом разрабатываются развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа, и организуется применение этих программ в учебной и воспитательной работе, где основными помощниками психолога выступают педагоги и родители, заранее подготовленные к этой работе в процессе консультирования. Развивающие программы строятся на основе психологического анализа всех видов деятельности, сфер взаимодействия ребенка и среды формирующей его.
|
|
Основная литература: 42,49,63,78,106.
Дополнительная литература: 4,27,52,65,66,72,88,90,93,95.
Самостоятельная работа:
Определите значение концепции «стигматизации» в формировании девиантных форм поведения подростка.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «девиации» в психологии и особенности ее проявлений:
v аддиктивное поведение;
v делинквентное поведение;
v асоциальное поведение;
v дезадаптивное поведение;
v половые извращения.
Три уровня девиации: умеренная, выраженная, тяжелая. Социально-психологические аспекты девиантной идентификации.
Внешний и внутренний контроль поведения подростка. Роль практической психологической службы системы образования в профилактике подростковой девиации.
Групповые формы работы и их значение в интериоризации социализированных норм и ценностей. «Познай себя и других» – сценарии психотерапевтической помощи подросткам с отклоняющимся от нормы поведением.