Тема 6. Профилактика девиантного поведения и его разновидности

Типологии девиантов:

По Еникееву: недисциплинированные, аморальные, аддиктивные, делинквентные (асоциальные и антисоциальные), одаренные;

По Менделевичу: делинквентные, аддиктивные, патохарактерологические, психопатологические, основанные на гиперспособностях.

Группы риска:

Педагогически запущенные: конфликтные, несдержанные, труднообучаемые, труднообучающиеся, с нарушением способности преобразования ситуации;

Дети с эмоциональными нарушениями: фобичные, с повышенной тревожностью, депрессивные, ипохондрики, агрессивные, аффективные;

Дети с нарушениями в волевой сфере: негативистичные, импульсивные, эгоистичные, слабовольные, упрямые;

С депривацией основных потребностей;

С нарушением школьной адаптации.

.

Опыт работы показывает, что в России уже реально существуют все предпосылки для создания государствен­ной программы психопрофилактики в образовании. Одним из средств, обес­печивающих эти возможности, явля­ется система социопсихологического мо­ниторинга. Мониторинг и современные технические средства связи позволяют создать «динамическую карту образовательного пространства», в которой в ка­честве подсистемы выступает «карта со­стояния психологического здоровья» субъектов образовательных сред.

Итак, о психологиче­ской профилактике в общеобразовательном учреждении мы говорим в том случае, когда психолог на основе своих зна­ний и опыта проводит работу по пре­дупреждению возможного неблагопо­лучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психо­логических условий, максимально благоприятных для их развития. В условиях специальной школы, речь чаще идет о второй и третьей ступенях профилактики.

Психопрофилактическая работа может проводиться как в индивидуальной, так и групповой формах, как с детьми, так и с воспитателями, учителями, родите­лями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощуще­ние и развитие ребенка. Основная сложность этой работы заключается в психологической неготовности педагогиче­ского коллектива и родителей понять принять ее необходимость. По этой причине инициатива организации профилактической деятельности полностью исходит от самого психолога, им организуется и осуществляется.

В процессе профилактики психологом разрабатываются развивающие про­граммы для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа, и организуется применение этих программ в учебной и воспитательной работе, где основными помощниками психолога выступают педагоги и родители, заранее подготовленные к этой работе в процессе консультирования. Развивающие програм­мы строятся на основе психологического анализа всех видов деятельности, сфер взаимодействия ребенка и среды формирующей его.

Основная литература: 42,49,63,78,106.

Дополнительная литература: 4,27,52,65,66,72,88,90,93,95.

Самостоятельная работа:

Определите значение концепции «стигматизации» в формировании девиантных форм поведения подростка.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «девиации» в психологии и особенности ее проявлений:

v аддиктивное поведение;

v делинквентное поведение;

v асоциальное поведение;

v дезадаптивное поведение;

v половые извращения.

Три уровня девиации: умеренная, выраженная, тяжелая. Социально-психологические аспекты девиантной идентификации.

Внешний и внутренний контроль поведения подростка. Роль практической психологической службы системы образования в профилактике подростковой девиации.

Групповые формы работы и их значение в интериоризации социализированных норм и ценностей. «Познай себя и других» – сценарии психотерапевтической помощи подросткам с отклоняющимся от нормы поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: