Виды проступков, их социальные и психологические причины. Влияние раннего развития и семейного воспитания, как предпосылок для закрепления различных форм социальной дезадаптации в подростковом возрасте.
Неформальные подростковые объединения: система ценностей, особенности взаимоотношений, формирующее воздействие подростковой субкультуры. Личностно-психологические предпосылки делинквентности: тревожность, враждебность, депрессивность, гиперактивность, агрессивность, акцентуированность.
Преодоление «кризиса доверия» при психологическом воздействии, защита интересов подростка и психологическая помощь при столкновении подростка с законом. Психологическая поддержка и «педагогика сотрудничества» как методы организации процесса ресоциализации девиантных подростков с делинквентной направленностью.
Основная литература: 42,49,63,78,106.
Дополнительная литература: 4,27,52,65,66,72,88,90,93,95.
Самостоятельная работа:
Сравнить понятия «референтная группа» и «неформальная группа»; выделить критерии сходства и различия.
Вопросы для обсуждения:
1. Делинквентные формы поведения в подростковом возрасте. Характер делинквентности (от непослушания до правонарушений).
2. Роль подростковой среды в усвоении или усугублении делинквидности. Неформальные подростковые объединения.
3. Специфика усвоения социальных ролей в подростковой группе и их «исполнение» в зависимости от индивидуально-типологических и характерологических особенностей личности несовершеннолетнего.
4. Делинквентно-криминальная ориентация подростков. Формы проявления преступного поведения (хулиганство, драки, насильственные действия, кражи, воровство, грабежи). Групповая и индивидуальная подростковая преступность.
5. Психолого-педагогическое воздействие на подростков-делинквентов.
6. Проблемы нравственного воспитания и ресоциализации детей-правонарушителей.