Степени выражения интеллектуального дефекта при олигофрении: идиотия, имбицильность и дебильность как степени умственной отсталости. Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики.
Дети, перенесшие поражение головного мозга, развивающиеся на дефектной основе, но практически здоровые; дети, страдающие текущими заболеваниями головного мозга, состояние которых может значительно меняться по мере развития (органическая, шизофреническая и эпилептическая деменция).
Дисгармоничное развитие потребностей умственно отсталых детей; особенности мотивов, внушаемость, упрямство, отсутствие инициативы, болезненность настроений. Оценочные и самооценочные суждения умственно отсталых детей. Свойства характера.
Основная литература:25.
Дополнительная литература: 3,26,33,51.59,61,76,77,85.99,102.
Самостоятельная работа:
Проанализировав литературу по проблеме, выделите ведущие признаки умственно отсталого ребенка и ребенка с ЗПР.
Вопросы для обсуждения:
1. Психология умственно отсталого ребенка: предмет и место в системе других смежных дисциплин.
|
|
2. Определение понятия «умственной отсталости» и этнология нарушений.
3. Психологическая характеристика состава учащихся вспомогательных школ.
4. Основные принципы и приемы экспериментально-психологических исследований, применяемых для диагностики во вспомогательных школах (А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, С.Д. Забрамная, С.Я. Рубинштейн).
5. Особенности познавательных процессов умственно отсталых детей: замедленность и узость восприятия; малая дифференцированность ощущений и восприятий; бедность словаря и замедленность темпов развития речи; особенности грамматического строя речи и др.
6. Особенности личности умственно отсталых детей.