Тема 10. Психология ранней юности: коррекция и терапия сознания в юношеском возрасте

Кризисы юношеского возраста: деперсонализация и дереализация; социальная запущенность и межперсональная конфликтность; сложности поло-ролевой идентификации и нарушения маскулинно-феминного образа «Я»; кризис социальной и личностной несостоятельности и утрата жизненной перспективы; эмоционально-психологическая незрелость и дезорганизация поведенческой и коммуникативной сфер; кризис самореализации и самоутверждения; профессиональная несостоятельность; кризис самооценки. Нравственное становление юноши, способность к интроспекции и принятию множественных социально-психологических ролей. Проблемы ролевого поведения.

Основные этапы и закономерности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Школа и армия как институты профессиональной ориентации. Профессиональные интересы, склонности и ограничения пространства выбора профессии «рынком труда» и личностными возможностями. Резервы личностнного роста в юношеском возрасте и соответствие психологической реавльности реализации резервов. «Смысл жизни» и «карта мира». Готовность к принятию ответственности за себя и других. Соотношение ближайшей и дальней перспектив, целеустремленность и сомнения.

Основная литература: 63.73,97,11.116.

Дополнительная литература: 18,22,45,48,74,84,91,95,110,113.

Самостоятельная работа:

Объясните социальные и психологические причины нарастания чувства одиночества в юношеском возрасте и разработайте сценарий урока психологии для старшеклассников.

Вопросы для обсуждения:

1. Самосознание и образ «Я» в юношеском возрасте.

2. Возрастной аспект становления сознания.

3. Становление личности и личностный рост в юношеском возрасте. Взаимоотношения юноши с представителями различных поколений.

4. Расширение временной перспективы и его последствия для окружающей действительности; формирование образа зрелого человека.

5. Выбор будущего и жизненные планы, как социальная и психологическая проблема.

6. Возрастная динамика профессионального самоопределения. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.

7. Конфликт выбора, как конфликт возможности и потребности. Мотивационное выражение потребностей и техника их удовлетворения в юношеском возрасте.

8. Психологические и социологические проблемы безработной и не учащейся молодежи.

9. Юношеские неформальные объединения. Социальные и психологические проблемы «трудных» юношей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: