Тема 14. Проблемы дезадаптивности и гиперактивности детей

Понятие дезадаптивности, как следствие нарушения приспособительных психологических механизмов и процесса гомостатического уравновешивания человека и окружающей среды, Специфика психологической дезадаптации и нарушение активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Нарушение адекватности восприятия окружающей действительности, вследствие ранней депривации и снижения влияния полноценной среды развития и формирования.

Социальная дезадаптация как следствие эндогенного заболевания. Минимальная мозговая дисфункция (В. Дуглас) и недостаточность механизмов регуляции активного внимания и гипердинамический синдром (Г. Вейс). Проблемы во взаимоотношениях с окружающими; нарушение дисциплины, поведения, трудности обучения, слабая успеваемость и низкая самооценка гиперактивного ребенка.

Гиперактивность и повышенная двигательная активность ребенка (сверхвозбудимость) как следствие поражения ЦНС или результат эмоционального стресса и переутомления.

Проблемы гиперактивного ребенка:

v неприятие его сверстниками; как следствие комплекс неполноценности, нервозность, снижение самооценки;

v затруднения в учении, как следствие невозможность сосредоточения;

v проблема затруднения зрительного восприятия, как следствие - затруднения в чтении и письме.

Специфика организации образовательного и средового пространства для воспитания и развития гиперактивного ребенка. Методы психологической коррекции гиперактивности.

Основная литература: 63,73,78.106.

Дополнительная литература: 3,9,24.27,28,36.58,100.

Самостоятельная работа:

Проанализировав литературу по проблеме, составьте рекомендации учителю, работающему с гиперактивным ребенком, по организации обучающего пространства и применению методов воспитательного воздействия.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «дезадаптация» в психологии и его клинический аналог «дезадаптивность»; содержание понятий и их соотношение при выявлении нарушений в поведении и развитии личности.

2. Психологический портрет ребенка-дезадаптанта в различные возрастные периоды: младший школьник, подросток, юноша.

3. Гиперактивность как форма дисгармонии развития.

4. Характеристика личности ребенка-гиперактива и особенности его взаимодействия в детском коллективе.

5. Формы и методы работы педагога-психолога с дезадаптивными детьми и детьми с синдромом ММД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: