Понятие дезадаптивности, как следствие нарушения приспособительных психологических механизмов и процесса гомостатического уравновешивания человека и окружающей среды, Специфика психологической дезадаптации и нарушение активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Нарушение адекватности восприятия окружающей действительности, вследствие ранней депривации и снижения влияния полноценной среды развития и формирования.
Социальная дезадаптация как следствие эндогенного заболевания. Минимальная мозговая дисфункция (В. Дуглас) и недостаточность механизмов регуляции активного внимания и гипердинамический синдром (Г. Вейс). Проблемы во взаимоотношениях с окружающими; нарушение дисциплины, поведения, трудности обучения, слабая успеваемость и низкая самооценка гиперактивного ребенка.
Гиперактивность и повышенная двигательная активность ребенка (сверхвозбудимость) как следствие поражения ЦНС или результат эмоционального стресса и переутомления.
|
|
Проблемы гиперактивного ребенка:
v неприятие его сверстниками; как следствие комплекс неполноценности, нервозность, снижение самооценки;
v затруднения в учении, как следствие невозможность сосредоточения;
v проблема затруднения зрительного восприятия, как следствие - затруднения в чтении и письме.
Специфика организации образовательного и средового пространства для воспитания и развития гиперактивного ребенка. Методы психологической коррекции гиперактивности.
Основная литература: 63,73,78.106.
Дополнительная литература: 3,9,24.27,28,36.58,100.
Самостоятельная работа:
Проанализировав литературу по проблеме, составьте рекомендации учителю, работающему с гиперактивным ребенком, по организации обучающего пространства и применению методов воспитательного воздействия.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «дезадаптация» в психологии и его клинический аналог «дезадаптивность»; содержание понятий и их соотношение при выявлении нарушений в поведении и развитии личности.
2. Психологический портрет ребенка-дезадаптанта в различные возрастные периоды: младший школьник, подросток, юноша.
3. Гиперактивность как форма дисгармонии развития.
4. Характеристика личности ребенка-гиперактива и особенности его взаимодействия в детском коллективе.
5. Формы и методы работы педагога-психолога с дезадаптивными детьми и детьми с синдромом ММД.