Информативные (предметные) речи

(Сообщения, разъяснения, обучение, представление программ и планов)

«Образ» оратора Компетентный человек
Цель речи Расширение «информационного поля» привычных знаний
Профессиональная задача оратора в речах данного типа Помочь усвоить новую информацию
Сложности работы Пассивность аудитории. Выяснение степени осведомленности; уточнение ракурса «полезности». Необходимость представлять «новое» как бесспорное, очевидное
Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели Вызвать желание слушать и воспринимать информацию (представлять ее как интересную и как полезную) -Обеспечить возможность восприятия информации («сжатие», дозирование, упрощение, прояснение, популяризация) -«Чужое» как «свое» (преодоление барьера отторжения «чужого»); попытки «вживить» новые фрагменты в уже существующую систему знаний
Приемы изложения Все варианты повторов (возвратно ­поступательное движение), уточнение понятий с помощью определений и сравнений, разработка понятий «совместно с аудиторией», поэтапное «закрепление» материала
Способы передачи информации Повествование, описание, объяснение (с соответствующими приемами «дозирования» информации)
Особые соображения Поиск возможностей «повторять не повторяясь». Необходимость уточнения представления о «фундаменте знания» у данной аудитории.

Ситуативная речь

Оратор выражает эмоции аудитории в форме яркой, выразительной, доставляющей удовольствие. Однако, он и «управляет» эмоциями: оказывается в состоянии их «разрулить» (подкрепляя «материалом для эмоций» (напоминая о таких фактах и событиях, которые вызовут эмоции).

Желаемый результат ситуативного выступления оратора­ коммуникатора, помогающего аудитории в социальной ориентации: достижение эмоциональной стабильности, необходимой для рассуждений и принятия решений и некий эффект воодушевления (эмоциональный посыл).

Ряд соображений относительно подготовки ситуативных речей см. Хайнц Леммерман, Учебник риторики, М. 1997 (или последующие переиздания), гл.3. Раздел 3.7 («Речь по специальному поводу»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: