(Сообщения, разъяснения, обучение, представление программ и планов)
«Образ» оратора | Компетентный человек |
Цель речи | Расширение «информационного поля» привычных знаний |
Профессиональная задача оратора в речах данного типа | Помочь усвоить новую информацию |
Сложности работы | Пассивность аудитории. Выяснение степени осведомленности; уточнение ракурса «полезности». Необходимость представлять «новое» как бесспорное, очевидное |
Промежуточные этапы в решении задач и достижении цели | Вызвать желание слушать и воспринимать информацию (представлять ее как интересную и как полезную) -Обеспечить возможность восприятия информации («сжатие», дозирование, упрощение, прояснение, популяризация) -«Чужое» как «свое» (преодоление барьера отторжения «чужого»); попытки «вживить» новые фрагменты в уже существующую систему знаний |
Приемы изложения | Все варианты повторов (возвратно поступательное движение), уточнение понятий с помощью определений и сравнений, разработка понятий «совместно с аудиторией», поэтапное «закрепление» материала |
Способы передачи информации | Повествование, описание, объяснение (с соответствующими приемами «дозирования» информации) |
Особые соображения | Поиск возможностей «повторять не повторяясь». Необходимость уточнения представления о «фундаменте знания» у данной аудитории. |
Ситуативная речь
|
|
Оратор выражает эмоции аудитории в форме яркой, выразительной, доставляющей удовольствие. Однако, он и «управляет» эмоциями: оказывается в состоянии их «разрулить» (подкрепляя «материалом для эмоций» (напоминая о таких фактах и событиях, которые вызовут эмоции).
Желаемый результат ситуативного выступления оратора коммуникатора, помогающего аудитории в социальной ориентации: достижение эмоциональной стабильности, необходимой для рассуждений и принятия решений и некий эффект воодушевления (эмоциональный посыл).
Ряд соображений относительно подготовки ситуативных речей см. Хайнц Леммерман, Учебник риторики, М. 1997 (или последующие переиздания), гл.3. Раздел 3.7 («Речь по специальному поводу»)