Убеждающая речь

Если аудитория охотно со всем соглашается, выражает готовность воспринять идеи оратора как свои собственные, это чаще всего не успех, но провал выступления коммуникатора: срабатывает «принцип экономии мышления» (из-за нежелания сомневаться). Оратору необходимо создать обстановку активного соразмышления. Изначальный конфликт ­ спорная информация. Цель – осмысленное отношение к проблемной ситуации.

Изображая конфликт, любой оратор (и манипулятор, и коммуникатор) «подогревает» его эмоциями. Дальше, однако, их пути расходятся. Один идет путем внушения (манипулятор как гипнотизер: рассудок надо «усыпить»). Другой, коммуникатор, напротив, делает все, чтобы рассудок пробудить.

Лучший прием – найти себе достойного противника. При подготовке к речи попробовать себя разубедить. Искать изъян в собственных рассуждениях. Быть готовым публично высказать придирки к собственной концепции. Позиционировать себя как «бойца» (Осведомленность, владение ситуацией. Выбор сильного противника - демонстрация мощного контртезиса). Особую роль играет проверка аргументации – собственной и «чужой»

Плюрализм мнений ­ фон, на котором единственно возможно организовать общение в пропагандистском убеждающем выступлении. (Демонстрация уважения к мыслям других /по крайней мере ­ внимания к ним/; «Напоминание» аудитории о ее возможных идеях)

Информация в рассуждающей речи:

· о проблемной ситуации и «теневых сторонах» фактов (материал для обрисовки положения вещей);

· о вариативности мнений и позиций (материал для сопоставлений)

· о качестве доказательств в уже известных мнениях и позициях

Итоги рассуждающей речи коммуникатора:

· уточнить, в чем суть проблемной ситуации);

· побудить аудиторию к активному размышлению;

· отторгнуть, закрыть неверные и потому опасные ходы рассуждений;

· организовать «подвижки в сознании» аудитории,

· нацелить на продолжение дискуссии

В целом, нужно:

· Выступая с убеждениями, предполагать предубеждения и быть готовым сражаться с ними и их отодвигать;

· Уметь представлять себя на месте аудитории. Предугадывать возражения и их немедленно рассматривать;

· Вести «диалог в монологе», подготавливая совместные с аудиторией догадки и открытия, новый взгляд («Как мы раньше не догадались!..»)

См. Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), ­ М., 1998 (или последующие переиздания) Гл III., разд. Б.4: «Убеждающая речь» (с коррекцией третьей фразы) и Гл.XI: «Доводы агитационной речи»

«Речь -рассуждение»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: