double arrow

Вспомогательный материал речи

Функциональность ссылок, цитат, цифр, примеров и других вспомогательных средств в речах оратора нельзя назвать полностью идентичной тому эффекту, на который рассчитывает коммуникатор пишущий (напр. журналист). Помимо «красочности», усиления достоверности сообщений и уточнения «степени владения материалом» здесь оказывается важным, первостепенным, поддержка контакта с аудиторией. В свете этих соображений так называемый вспомогательный материал выглядит предельно важным, ответственным; это не вставные куски или иллюстрации, но материал, естественно вплетенный в «рассуждение вслух» ­ в звучащую речь (без чего она просто немыслима)

· определения и сравнения получают важную роль не иллюстративного, но активно стимулирующего внимание материала: сужающего или расширяющего предмет обсуждения. (Определение, уточняя понятие, «сужает» его смысл, делает более «определенным»; сравнение же, используя образ, притчу, намеренно «расширяет», раздвигает круг внимания к явлению или идее, привнося «надлогический», философический смысл);

· использование примеров требует особой осмотрительности (при рассуждении вслух простой пример-иллюстрация часто необоснованно выглядит решающим аргументом);

· цитаты и цифры трудны для представления устным путем и, чтобы не сбивать с толку аудиторию, требуют особой обработки, пояснений, атрибутирования (расшифровки источника);

· ссылки на авторитет легко могут оказаться лазейкой для манипулирования (древнейший манипулятивный прием: спрятаться от оппонентов за «спину» власть предержащего, непререкаемого в данной ситуации /«САМ сказал!»/): а ссылки на опыт аудитории («как известно..», «мы все знаем, что..»и т.п.) часто как бы делают «ненужными» доказательства…

· из разряда вспомогательных материалов желательно исключать наглядные пособия, по крайней мере быть осторожными с ними (не злоупотреблять проектором; «картинки», отвлекающие от общения, оставить на потом, или напротив, предварить ими речь)

Итак, целесообразность вспомогательного материала в речах:

во-первых, и прежде всего, связана с необходимостью бороться с прерывистостью внимания, необходимостью «приманок для слуха», любопытного, обескураживающего, неожиданного;

во-вторых, выступают как популяризация и как уточнения, корректирущие смысл;

в третьих – они помогают обработке незнакомого материала в свете знакомого, способствуют достижению эффекта узнавания (сведений и идей), столь важного для поддержки общения.

См. Поль Л. Сопер, Основы искусства речи (пер. с англ.), ­ М., 1998 (или последующие переиздания) Гл. 6. («Вспомогательный материал»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: