Мотивация достижения успеха

Анализ поведения позволил исследователям выделить ряд качеств, которые характеризуют людей, мотивированных достижением успеха или избеганием неудачи. Эти качества служат условием или предпосылкой для достижения человеком успеха.

Прежде всего, это наличие потребности достижения успеха. Добиться успеха может человек, который хорошо знает свои возможности. Это помогает ему ставить реалистичные цели. Успех же сам ведет к усилению мотива достижения.

Одним из наиболее важных для достижения успеха качеств является наличие устойчивой самооценки, что может трактоваться как уверенность в себе. Люди с высокой и устойчивой самооценкой более спокойно относятся к неудачам, демонстрируют готовность продолжать дело, добиваясь положительного результата даже тогда, когда испытывают значительные трудности.

В современной психологии есть понятие самоценность, которое означает общее позитивное отношение человека к себе в целом, ощущение своей безусловной ценности. Самоценность предполагает, с другой стороны, объективную оценку своих отдельных достижений, без преувеличения своих частных заслуг. Переживание самоценности можно усилить, если начать заботиться об удовлетворении своих самых глубоких, самых истинных потребностях. Заметим, что эти потребности никогда не противоречат общечеловеческим ценностям (безопасность, здоровье, порядок, красота, истина, добро и т.д.), так что можно не беспокоиться, что забота о себе повредит другим.

Для достижения успеха необходимо также наличие воли, проявляющееся в настойчивости, упорстве и способности отказаться от первоначальных целей и планов, оказавшихся нереальными. Воля вовсе не означает насилия над собой. Человек, способный совершать насилие над собой, способен совершать его и по отношению к другим – это опасная черта. Воля управляется другими механизмами. Эти механизмы – осознание и осмысление. Человеку необходимо осознать, что и как он делает для достижения успеха, а также понять, зачем, для чего он это делает, какой смысл имеет для него данный успех. Очень важно представить желаемый результат в различных контекстах (ситуациях) и временной перспективе (в настоящем, в будущем).

Естественно, что человек наиболее успешен в той деятельности, к выполнению которой у него есть способности. Чем более способным ощущает себя человек, тем к большим достижениям он стремится.

Почти все способности можно развивать, так как в их основе лежат конкретные умения. Развитие ключевых умений педагога – вполне реалистичный путь к достижению успеха.

(На основе: Немов Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху. Москва.2002)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: