double arrow

Фрагмент выступления на конференции: Особенности профессионального мастерства специалистов постдипломного образования. СПб. 2003

Умение слушать.

Эмпатическое слушание

Эмпатическое слушание требуется тогда, когда необходимо понять другого. Можно представить его в виде четырех шагов:

1. Принятие решения слушать. Если в нас самих что-то происходит - уместно выразить это. Если нечто происходит в Другом, уместно слушать. Если оба партнера охвачены своими переживаниями, стоит разойтись и договориться, когда лучше будет выслушать друг друга.

2. Прояснение словесного сообщения. Что за слова использует Другой? Что они значат для него? Разобраться можно, задавая уточняющие вопросы и выполняя парафраз. Самые распространенные виды парафраза это:

· Повторение сказанного близко к тексту Другого, почти дословно.

· Повторение сказанного своими словами.

3. Предположение относительно внутреннего состояния Другого - догадка о переживании, которое может быть не высказано прямо. Это предполагает больше риска, чем просто прояснение значения слов. Если мы вошли в контакт на уровне внутреннего опыта, результатом становится большая близость. Если мы пытаемся, но не достигаем контакта, результатом становится большая дистанция. Больше нет разрешения на сближение, его надо постепенно восстанавливать.

4. Подтверждение правильности понимания Другого. Слушающий не может сам это сделать. Сказать «Я понял тебя» - не подтверждение. Слушающий коротко формулирует общий смысл понятого, резюме. Подтверждение приходит от говорящего, Другого. Другой соглашается с нашим прояснением или предположением. Подтверждение имеет для него смысл окончания или завершения. Голос его понижается. Если тон неуверенный или повышается, подтверждение не полно. Есть еще что-то, что не воспринято нами. Может быть, это содержание сообщалось нам, но мы его пропустили, а возможно, и не было выражено.

«Когда вы сомневаетесь в том, какое из умений использовать, выбирайте это. Оно чаще всего подходит. Оно действительно может заменить любое другое умение. В каком бы вы ни оказались в тупике, это умение, по крайней мере, поможет вам «не зарываться». Возможно, эмпатическое слушание выведет вас из наиболее трудных ситуаций. Как и другие умения, эмпатическое слушание должно служить вам, когда вы сами это выбираете, а не когда вы должны или этого хотят другие» - Э.Медоус

(На основе: Э. Медоус «Empathic listening»// The Bristlecone vol.2, 1999; Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991)

Умение высказываться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: