Гипотезы. Это обоснованные предположения о структуре, характере элементов и связей изучаемых социальных объектов

Это обоснованные предположения о структуре, характере элементов и связей изучаемых социальных объектов, о механизмах их функционирования и развития. Научные гипотезы, как правило, формулируются после предварительного анализа изучаемого объекта. Собственно, все социологическое исследование и проводится для того, чтобы подтвердить или опровергнуть эти гипотезы.

Выдвигая гипотезы мы пытаемся создать более или менее развернутую концепцию для объяснения интересующего нас явления. Важно, чтобы гипотезы были

логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. Чтобы для каждой гипотезы было возможно большее число ее эмпирических индикаторов. Поэтому можно сказать, что гипотезы - это методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его строгой логике.

Логическая конструкция гипотезы: "условие - следствие" или "если..., то...". Истинность гипотез подтверждается лишь практикой.

Есть гипотезы: основные и не основные. первичные и вторичные (выдвигаются, если первичные опровергаются), описательные (предположения о существенных свойствах объекта), структурные - о характере связей его элементов) и объяснительные (о причинно-следственных зависимостях изучаемых процессов) и т.п.

Требования к хорошим гипотезам:

- не должны содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации (иначе - гипотеза не проверяема);

- простота, т.е. не должна обрастать лесом ограничений, допущений и т.п.

- должна быть применимой для более широкого круга явлений, чем исследуемое;

- должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях;

- не должна быть тривиальной, сводиться к очевидным суждениям на уровне здравого смысла.

ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Выбор и обоснование методов сбора информации.

В социологических исследованиях есть три основных метода сбора информации: наблюдение, опрос (анкетирование и интервьюирование), работа с документами. Каждый их этих методов имеет свои преимущества и недостатки, пределы применимости. Поэтому необходима процедура выбора и обоснования метода сбора информации, учитывая особенности состава респондентов и условия проведения исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: