Принципы маркетинга

Чтобы использовать маркетинг для повышения эффективности производственно- коммерческой работы, необходимо оперативно откликаться на изменения рыночной конъюнктуры, свободно маневрировать производительными и иными ресурсами предприятия.

Основные принципы маркетинга включают:

1. нацеленность на достижения конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности, эффективную реализацию товара на рынке в плановых количествах, что означает овладение определенной долей рынка в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием.

2. Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой деятельности, что требует особого внимания к прогнозным исследованиям разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную деятельность.

3. Применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них: - ориентация на нововведение на рынок новых товаров, обновление ассортимента, оформление рекламы – все это необходимо чтобы выделиться из среды конкурентов.

- гибкое реагировании на изменение требований рынка.

4. Эффективное управление маркетингом и необходимость формировать маркетинговое мышление всех работников фирмы.

В основу этих принципов легли такие принципы как:

- Уважай и береги своего потребителя

- Товар это постоянный повод для размышления: «А что еще можно с ним сделать?»

- Хорошо в гостях, но дома лучше. Ищи собственную рыночную нишу – дом для твоих товаров.

- Сбыт, реклама, сервис- это система движения твоего товара, содержи ее в порядке

- Не забывай познать себя, свой маркетинг – это зеркало твоего предприятия

Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. (Ф. Потлер).

Современное определение комплекса маркетинга – К. М. – представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности кампаний к ситуации на рынке а т.ж. своевременного гибкого реагирования на ее изменения.

Составляющими комплекса маркетинга являются:

1. Товарная политика

2. Ценовая политика

3. Сбытовая политика

4. Коммуникационная политика

Главная цель разработки комплекса маркетинга – обеспечение устойчивых, конкурентных преимуществ кампании, завоевание прочих рыночных позиций.

Маркетинг может быть простым, даже элементарным, а может быть очень сложным, включающим перспективное планирование продукта, разработку и ведение ценовой политики, анализ не только рынка, но и самого предпринимательства. Чем многограннее деятельность фирмы, тем многограннее маркетинг.

. Классификация маркетинга

В зависимости от степени развития рыночных отношений, от этапов эволюции маркетинга, сфер его применения выделяют характеристики, с помощью которых возможна классификация маркетинга по типам и видам

По уровню воздействия на потребителя

1. Микромаркетинг – на уровне торгового предприятия

2. Макромаркетинг – вид маркетинга помогающий вырабатывать государственную политику в определенных сферах жизнедеятельности общества. Он основан на анализе и осознании потребностей на уровне общества, определении влияния этих потребностей на принимаемые государственные решения. На государственном уровне макромаркетинг ориентирован на повышение престижа страны, ее хозяйствующих субъектов, населения.

3. Мегамаркетинг – (тенденция использования концепции маркетинга на межстрановом уровне) предполагает стратегическую координацию экономических, политических и психологических подходов для выхода на определенный, часто закрытый для товаров других стран, рынок.

4. Глобальный маркетинг – Весь мир рассматривается как один единый глобальный рынок, на котором его региональные и национальные различия не играют решающей роли. Производственные мощности размещаются в различных странах, создаются всемирные логистические системы и финансовые потоки.

В основе реализации глобального маркетинга лежат решения о степени адаптации комплекса маркетинга к местным условиям.

По степени развития маркетинга различают:

1. Распределительный маркетинг – торговая деятельность в широком смысле слова (сбытовая деятельность, реализация, транспортировка, реклама и т.д.)

2. Функциональный маркетинг – система организационно-технических и коммерческих функций предприятий, связанных с производством и реализацией товаров, изучением рынка, стимулированием продаж, политикой цен.

3. Управленческий маркетинг – рыночная концепция управления связанная с созданием, производством и реализацией товара, где в основе принятия управленческих решений лежит информация о рынке

По предпочтению той или иной позиции различают

1. Ориентированному на продукт (применяется, когда деятельность предприятий нацелена на создание нового товара или усовершенствование выпускаемого; основная задача – побудить потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары)

2. Ориентированному на покупателя (используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка; главная задача: изучение потенциальных потребностей и поиск рыночной ниши)

3. Применение 2х типов одновременно – интегрированный маркетинг

По цели применения

Если маркетинг используется предприятием для получения прибыли, то речь идет о коммерческом маркетинге.

Некоммерческий маркетинг проводится для достижения социально значимых целей он делится на социальный, политический

В зависимости от спроса выделяют:

1) Демаркетинг – направлен на уменьшения спроса на товары или услуги, который не может быть удовлетворен из-за недостаточного уровня производственных возможностей, ограниченных ресурсов, сырья.

2) Конверсионный маркетинг – зависит от наличия негативного спроса, при котором все больше сегментов отвергают данный товар или услугу

3) Противодействующий маркетинг – Существуют товары или услуги, спрос на которые может быть оценен как иррациональный с точки зрения потребителя или общества. Задача. Заставить людей отказаться от своих привычек путем распространения устрашающих сведений, повышения цен, ограничения доступности приобретения товара.

4) Развивающийся маркетинг – связан с формирующимся спросом на товар

5) Ремаркетинг – необходим в ситуации снижения спроса на товар. Задача в создании нового жизненного цикла исчезающего с рынка товара или услуги

6) Синхромаркетинг - Когда спрос колеблется в зависимости от сезонности, ежедневной или почасовой работы. Задача – изыскать способы сглаживания колебаний спроса по времени, путем регулирования цен стимулирования и т.п.

7) Стимулирующий маркетинг – Для товаров на которые нет спроса. Задача- отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами.

8) Поддерживающий маркетинг – когда уровень и структура предложения полностью соответствуют уровню и структуре спроса.

По области применения различают

1) Потребительский – осуществляется на рынке индивидуальных потребителей

2) Промышленный – маркетинг товаров производственного назначения

3) Маркетинг услуг – продвижение услуг, как специфического товара

В зависимости от сферы и объекта применения различают следующие виды маркетинга.

1. Внутренний маркетинг. Связан с вопросами реализации товаров и услуг в рамках одной страны и ограничен национальными границами.

2. Экспортный маркетинг. Связан исключительно с зарубежными рынками и предполагает дополнительные исследования все новых и новых заграничных рынков сбыта, создание зарубежных сбытовых служб, совместных предприятий и т.д.

3. Импортный маркетинг. Предполагает особую форму исследования зарубежных рынков для организации закупок зарубежных товаров и их импорта в свою страну.

4. Научно-технический маркетинг. Касается специфики продаж и закупки результатов научно-технической деятельности (патентов, лицензий) и включает подготовку отечественных лицензионных и патентных материалов для продажи, изучение направлений НТП.

Патент – Документ свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение, о его приоритете.

Лицензия – Разрешение на ввоз или вывоз какого-либо товара, на использование изобретения, ведение какой-нибудь деятельности. (Патентная лицензия- лицензия выданная владельцем патента).

5. Маркетинг прямых инвестиций. Включает в себя вопросы изучения условий зарубежной инвестиционной деятельности, более глубокий всесторонний анализ возможностей работы нового предприятия и его сбытовой активности; специфики организации продаж на внешнем рынке предприятием, которое выражает интересы материнской кампании, но функционирует по законам страны в которой она построена.

6. Международный маркетинг. Предполагает осуществление маркетинга в отношении сбыта продукции национальных предприятий, построенных за рубежом, в третьи станы или назад в собственную страну.

7. Маркетинг по видам товаров и услуг. Исследует мельчайшие детали и особенности организации эффективных продаж и обеспечение прибыльности предпринимательской деятельности предприятий различного профиля.

Различают след. типы: - Маркетинг промышленных товаров

- Маркетинг потребительских товаров

- Маркетинг культурно-сбытовых услуг

- Маркетинг транспортных перевозок

- Маркетинг услуг связи.

- Инвестиционный маркетинг

8. Стратегический маркетинг. В его основу положено изучение соотношения между внешними факторами и внутренними ресурсами и возможностями фирмы.

В зависимости от целевой ориентации фирмы

1. Товарно-ориентированный маркетинг – применяется когда деятельность предприятия нацелена на создание нового товара или усовершенствование уже существующего. Основная задача-побудить потребителя приобретать новые или усовершенствованные товары

2. Потребительно - ориентированный - используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка. Главная задача – изучение потенциальных потребностей рынка.

В зависимости от размера охваченного рынка

1. Массовый маркетинг(недифференцированный) - характеризуется массовым производством и маркетингом одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей

2. Дифференцированный маркетинг – ориентирован на группы покупателей с одинаковыми желаниями и потребностями хотя они все при этом разные люди. (н-р: У всех людей есть желание быть чистым, но при этом одни покупают мыло, другие гель для душа, шампунь, также выбирают в зависимости от индивидуальных особенностей и предпочтений, а может от материального достатка, одежду могут выбирать по возрастному критерию, по принадлежности к определенному классу и статусу)

3. Концентрированный (целевой) маркетинг – направлен на работу с одной группой потребителей (товары для младенцев, одежда для полных женщин,).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: