Чтобы использовать маркетинг для повышения эффективности производственно- коммерческой работы, необходимо оперативно откликаться на изменения рыночной конъюнктуры, свободно маневрировать производительными и иными ресурсами предприятия.
Основные принципы маркетинга включают:
1. нацеленность на достижения конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности, эффективную реализацию товара на рынке в плановых количествах, что означает овладение определенной долей рынка в соответствии с долговременной целью, намеченной предприятием.
2. Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой деятельности, что требует особого внимания к прогнозным исследованиям разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих высокоприбыльную деятельность.
3. Применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них: - ориентация на нововведение на рынок новых товаров, обновление ассортимента, оформление рекламы – все это необходимо чтобы выделиться из среды конкурентов.
- гибкое реагировании на изменение требований рынка.
4. Эффективное управление маркетингом и необходимость формировать маркетинговое мышление всех работников фирмы.
В основу этих принципов легли такие принципы как:
- Уважай и береги своего потребителя
- Товар это постоянный повод для размышления: «А что еще можно с ним сделать?»
- Хорошо в гостях, но дома лучше. Ищи собственную рыночную нишу – дом для твоих товаров.
- Сбыт, реклама, сервис- это система движения твоего товара, содержи ее в порядке
- Не забывай познать себя, свой маркетинг – это зеркало твоего предприятия
Комплекс маркетинга – это набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. (Ф. Потлер).
Современное определение комплекса маркетинга – К. М. – представляет собой совокупность практических мер воздействия на рынок или приспособления деятельности кампаний к ситуации на рынке а т.ж. своевременного гибкого реагирования на ее изменения.
Составляющими комплекса маркетинга являются:
1. Товарная политика
2. Ценовая политика
3. Сбытовая политика
4. Коммуникационная политика
Главная цель разработки комплекса маркетинга – обеспечение устойчивых, конкурентных преимуществ кампании, завоевание прочих рыночных позиций.
Маркетинг может быть простым, даже элементарным, а может быть очень сложным, включающим перспективное планирование продукта, разработку и ведение ценовой политики, анализ не только рынка, но и самого предпринимательства. Чем многограннее деятельность фирмы, тем многограннее маркетинг.
. Классификация маркетинга
В зависимости от степени развития рыночных отношений, от этапов эволюции маркетинга, сфер его применения выделяют характеристики, с помощью которых возможна классификация маркетинга по типам и видам
По уровню воздействия на потребителя
1. Микромаркетинг – на уровне торгового предприятия
2. Макромаркетинг – вид маркетинга помогающий вырабатывать государственную политику в определенных сферах жизнедеятельности общества. Он основан на анализе и осознании потребностей на уровне общества, определении влияния этих потребностей на принимаемые государственные решения. На государственном уровне макромаркетинг ориентирован на повышение престижа страны, ее хозяйствующих субъектов, населения.
3. Мегамаркетинг – (тенденция использования концепции маркетинга на межстрановом уровне) предполагает стратегическую координацию экономических, политических и психологических подходов для выхода на определенный, часто закрытый для товаров других стран, рынок.
4. Глобальный маркетинг – Весь мир рассматривается как один единый глобальный рынок, на котором его региональные и национальные различия не играют решающей роли. Производственные мощности размещаются в различных странах, создаются всемирные логистические системы и финансовые потоки.
В основе реализации глобального маркетинга лежат решения о степени адаптации комплекса маркетинга к местным условиям.
По степени развития маркетинга различают:
1. Распределительный маркетинг – торговая деятельность в широком смысле слова (сбытовая деятельность, реализация, транспортировка, реклама и т.д.)
2. Функциональный маркетинг – система организационно-технических и коммерческих функций предприятий, связанных с производством и реализацией товаров, изучением рынка, стимулированием продаж, политикой цен.
3. Управленческий маркетинг – рыночная концепция управления связанная с созданием, производством и реализацией товара, где в основе принятия управленческих решений лежит информация о рынке
По предпочтению той или иной позиции различают
1. Ориентированному на продукт (применяется, когда деятельность предприятий нацелена на создание нового товара или усовершенствование выпускаемого; основная задача – побудить потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары)
2. Ориентированному на покупателя (используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка; главная задача: изучение потенциальных потребностей и поиск рыночной ниши)
3. Применение 2х типов одновременно – интегрированный маркетинг
По цели применения
Если маркетинг используется предприятием для получения прибыли, то речь идет о коммерческом маркетинге.
Некоммерческий маркетинг проводится для достижения социально значимых целей он делится на социальный, политический
В зависимости от спроса выделяют:
1) Демаркетинг – направлен на уменьшения спроса на товары или услуги, который не может быть удовлетворен из-за недостаточного уровня производственных возможностей, ограниченных ресурсов, сырья.
2) Конверсионный маркетинг – зависит от наличия негативного спроса, при котором все больше сегментов отвергают данный товар или услугу
3) Противодействующий маркетинг – Существуют товары или услуги, спрос на которые может быть оценен как иррациональный с точки зрения потребителя или общества. Задача. Заставить людей отказаться от своих привычек путем распространения устрашающих сведений, повышения цен, ограничения доступности приобретения товара.
4) Развивающийся маркетинг – связан с формирующимся спросом на товар
5) Ремаркетинг – необходим в ситуации снижения спроса на товар. Задача в создании нового жизненного цикла исчезающего с рынка товара или услуги
6) Синхромаркетинг - Когда спрос колеблется в зависимости от сезонности, ежедневной или почасовой работы. Задача – изыскать способы сглаживания колебаний спроса по времени, путем регулирования цен стимулирования и т.п.
7) Стимулирующий маркетинг – Для товаров на которые нет спроса. Задача- отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами.
8) Поддерживающий маркетинг – когда уровень и структура предложения полностью соответствуют уровню и структуре спроса.
По области применения различают
1) Потребительский – осуществляется на рынке индивидуальных потребителей
2) Промышленный – маркетинг товаров производственного назначения
3) Маркетинг услуг – продвижение услуг, как специфического товара
В зависимости от сферы и объекта применения различают следующие виды маркетинга.
1. Внутренний маркетинг. Связан с вопросами реализации товаров и услуг в рамках одной страны и ограничен национальными границами.
2. Экспортный маркетинг. Связан исключительно с зарубежными рынками и предполагает дополнительные исследования все новых и новых заграничных рынков сбыта, создание зарубежных сбытовых служб, совместных предприятий и т.д.
3. Импортный маркетинг. Предполагает особую форму исследования зарубежных рынков для организации закупок зарубежных товаров и их импорта в свою страну.
4. Научно-технический маркетинг. Касается специфики продаж и закупки результатов научно-технической деятельности (патентов, лицензий) и включает подготовку отечественных лицензионных и патентных материалов для продажи, изучение направлений НТП.
Патент – Документ свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение, о его приоритете.
Лицензия – Разрешение на ввоз или вывоз какого-либо товара, на использование изобретения, ведение какой-нибудь деятельности. (Патентная лицензия- лицензия выданная владельцем патента).
5. Маркетинг прямых инвестиций. Включает в себя вопросы изучения условий зарубежной инвестиционной деятельности, более глубокий всесторонний анализ возможностей работы нового предприятия и его сбытовой активности; специфики организации продаж на внешнем рынке предприятием, которое выражает интересы материнской кампании, но функционирует по законам страны в которой она построена.
6. Международный маркетинг. Предполагает осуществление маркетинга в отношении сбыта продукции национальных предприятий, построенных за рубежом, в третьи станы или назад в собственную страну.
7. Маркетинг по видам товаров и услуг. Исследует мельчайшие детали и особенности организации эффективных продаж и обеспечение прибыльности предпринимательской деятельности предприятий различного профиля.
Различают след. типы: - Маркетинг промышленных товаров
- Маркетинг потребительских товаров
- Маркетинг культурно-сбытовых услуг
- Маркетинг транспортных перевозок
- Маркетинг услуг связи.
- Инвестиционный маркетинг
8. Стратегический маркетинг. В его основу положено изучение соотношения между внешними факторами и внутренними ресурсами и возможностями фирмы.
В зависимости от целевой ориентации фирмы
1. Товарно-ориентированный маркетинг – применяется когда деятельность предприятия нацелена на создание нового товара или усовершенствование уже существующего. Основная задача-побудить потребителя приобретать новые или усовершенствованные товары
2. Потребительно - ориентированный - используется, если деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потребностей, непосредственно исходящих от рынка. Главная задача – изучение потенциальных потребностей рынка.
В зависимости от размера охваченного рынка
1. Массовый маркетинг(недифференцированный) - характеризуется массовым производством и маркетингом одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей
2. Дифференцированный маркетинг – ориентирован на группы покупателей с одинаковыми желаниями и потребностями хотя они все при этом разные люди. (н-р: У всех людей есть желание быть чистым, но при этом одни покупают мыло, другие гель для душа, шампунь, также выбирают в зависимости от индивидуальных особенностей и предпочтений, а может от материального достатка, одежду могут выбирать по возрастному критерию, по принадлежности к определенному классу и статусу)
3. Концентрированный (целевой) маркетинг – направлен на работу с одной группой потребителей (товары для младенцев, одежда для полных женщин,).