Организация и управление

Тема 3. Организация как система.

План урока:

Понятие системы и классификация систем.

Системные свойства организации.

Организация и управление.

1. Системный подход к исследованию организаций строится на использовании категории «система».

Система- это набор направленных к достижению общей цели и функционирующих как единое целое взаимосвязанных элементов.

Система- это единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени, совместно действующих для достижения общей цели.

Примерами систем могут быть система отношений, представлений, социальная система - как коллектив работников и т.д.

Системы классифицируют по ряду признаков.

По иерархии уровня сложности:

1-й уровень-уровень статической организации или уровень оснований, который отражает взаимодействия между элементами целого. Примеры: строение прибора или единицы любого оборудования, строение живого организма, любой фирмы и т.д;

2-й уровень-уровень простой динамической системы заранее запланированными обязательными движениями, иначе называемый уровнем часового механизма. Примеры: Солнечная система, смена времен года и т.д;

3-й уровень- уровень информационной системы с управляемым циклом обратной связи, иначе называемый уровнем термостата. Примеры: холодильник, термостат, гибкие производственные системы и т.д;

4-й уровень-уровень живого одноклеточного организма с самосохраняемой структурой. Примерами могут служить любые одноклеточные организмы;

5-й уровень-уровень растений. Эти системы отличает довольно низкая способность восприятия информации;

6-й уровень-уровень животных, которые характеризуются подвижностью, целенаправленным поведением, наличием нервной системы и мозга, но не обладают «самосознанием»;

7-й уровень-уровень индивидуального человеческого организма, который отличается самосознанием, наличием языка как средства общения, способностью создавать и воспринимать сложные символы;

8-й уровень-уровень социальной системы, под которой понимают группу людей, целенаправленно объединяющих свою деятельность;

9-й уровень-уровень трансцендентальных систем, которыми называют организации во Вселенной, существующие в виде различных структур, которые пока не познаны и вряд ли могут быть познаны. Их познание-дело будущего.

Эта классификация отражает единство организационных начал в природе и человеческом обществе.

По степени восприятия влияния внешних факторов:

-открытые системы, которые обмениваются с окружающей средой информацией, энергией или материалами;

-замкнутые (закрытые) системы - это системы, внутреннее состояние которых не зависит от внешней среды.

Основными частями открытой системы являются входы и выходы.

Входами называют потоки информации, энергии и материалов, ведущие из внешней среды в систему, а также совокупность факторов и явлений, воздействующих на процессы в системе.

Выходами считают продукты деятельности системы. По выходам можно судить о степени достижения целей, поставленных перед системой.

По содержанию:

-технические, включающие станки, оборудование, компьютеры и другие устройства. Набор решений в таких системах органичен, и последствия решений обычно предопределены;

-биологические, включающие флору и фауну планеты. Набор решений в них также ограничен, однако последствия решений часто оказываются непредсказуемыми;

-социальные, включающие различные группы людей. Набор решений в них значительно шире, а последствия решений малопредсказуемы. Примеры: системы государств, общества, образования, системы оплаты, торговли, досуга и т.д.

По происхождению:

-естественные, возникшие в результате протекания природных процессов без целенаправленного участия человека, в т.ч. растения, животные;

-искусственные, включающие созданные людьми организации, в т.ч. фирмы, предприятия, органы власти, продукцию промышленных предприятий.

По предсказуемости поведения:

-детерминированные, которые функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определённым результатом, например технические системы;

-стохастические, поведение которых носит вероятностный характер, например биологические или социальные системы.

По сложности:

-простые, у которых одна цель и отсутствует внешнее действие. Простые системы являются неживыми;

-сложные - имеют совокупность целей и выполняют заданную функцию. Сложные системы - это живые системы или созданные живыми системами: вирус, бактерия, сообщество организмов, биосфера, человек и произведенные им материальные системы (машины, механизмы, хозяйственные системы и различные социальные организации).

Сложные системы в отличие от простых способны к поиску, выбору и реализации решения, кроме того, они обладают памятью.

Системы, в которых наблюдается перенос вещества, энергии и информации между элементами внутренней среды, между внутренней и внешней средой и которые могут изменятся во времени, называются динамическими.

По уровню организованности:

-хорошо организованные -это системы в которых исследователь может выделить все элементы, связи и зависимости между элементами и целями системы. К таким системам относят технические системы;

-плохо организованные (диффузные системы) -это системы, в которых сложно чётко выделить элементы, связи и зависимости между элементами и целями системы.

По неустойчивости:

-равновесные системы - это системы, которые находятся в состоянии покоя под действием противоположно направленных сил;

-слабо равновесные системы - это системы, которые под действием небольших изменений внешней среды способны достичь состояния нового равновесия в новых условиях;

-сильно неравновесные системы - это системы, очень чувствительные к внешним воздействиям, системы, которые под действием даже небольших внешних сигналов могут перестраиваться непредсказуемым образом.

По материальности:

- материальные – это совокупность материальных объектов, объединенных некоторой формой регулярного взаимодействия или взаимозависимости для выполнения заданной функции (живые организмы, любые технические системы);

- абстрактные – это информационные, знаковые системы, являющиеся продуктами познавательной деятельности (планы, гипотезы, теории, системы химических элементов и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: