double arrow

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

1

ЛЕКЦИЯ №3

1-5% населения страдает врожденным слабоумием, еще у 5-10% имеется по­граничная умственная недостаточность; у пожилых людей часто наблюдается сни­жение интеллекта.

Интеллект, интеллектуальная функция - это умственная способность челове­ка, лежащая в основе его разумной, сознательной деятельности. Интеллект это не есть синоним мыслительной способности, интеллект включает в себя приобретен­ные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Поэтому принято говорить о своеобразных предпо­сылках интеллекта, куда традиционно относят в первую очередь:

- память;

- объем знаний (в первую очередь, уровень образования);

- умственную работоспособность;

- активную функцию внимания, внимательность.

Активная сторона интеллекта - мыслительная функция с внутренней и внеш­ней речью. Оценка интеллекта - это оценка, в первую очередь, мышления, а также и предпосылок интеллекта.

Основные синдромы нарушенного интеллекта - слабоумие и малоумие. Слабоумие (деменция) - вызванная патологическим процессом стойкая, трудно восполнимая утрата интеллектуальных способностей, т.е. обратное разви­тие, снижение, носящее приобретенный характер. Наблюдается снижение памяти, ослабление познавательных способностей, оскуднение эмоциональной сферы и из­менение поведения.

В зависимости от выраженности выделяют частичную и полную деменцию. Частичная или лакунарная, парциальная деменция обусловлена, как правило, снижением памяти, а способность к суждениям, критическая оценка своего состоя­ния, возможность использовать прошлый опыт и знания в основном сохранены. Полная (тотальная, диффузная, глобальная) деменция - более выраженные рас­стройства (нарушена критика, поведение). Принципиальный момент разграничения частичной и полной деменции - сохранность "своего Я", т.е. понимание своего бо­лезненного состояния, попытки приспособиться, компенсировать его (все больше записывают, избегают ситуаций, где могут обнаружиться их нарушения памяти). В зависимости от заболеваний выделяют ряд вариантов слабоумия.

- Органическое слабоумие - наиболее характерны именно здесь частичные и то­тальные формы.

- Эпилептическое (концентрическое) слабоумие - крайнее заострение характеро­логических особенностей, ригидностью, тугоподвижностью протекания всех психических процессов, резким обеднением словарного запаса с использованием одних и тех же штампованных выражений, злопамятность, бурные вспышки зло­сти и агрессии по ничтожным поводам, мелочная пунктуальность, сужение инте­ресов исключительно на себе.

- Шизофреническое (правильнее - так называемое шизофреническое) слабоумие -при отсутствии формальных расстройств памяти и сохранности прежних знаний, опыта, больной совершенно их не использует, выражена социальная дезадапта16

ция, эмоциональная тупость, безразличие к окружающему, нелепые высказыва­ния.

Малоумие (олигофрения) - врожденное состояние умственной недостаточ­ности различной степени. Малоумие является результатом того, что мозг поража­ется патологическим процессом внутриутробно, во время родов или после рожде­ния ребенка на начальном этапе его развития, так и не успев сформироваться (ус­ловно, в первые 3 года). Если слабоумие - снижение интеллекта от нормального уровня, то при олигофрении интеллект так и не достигает уровня взрослого челове­ка.

Синдром олигофрении является достаточно стабильным состоянием - выра­женность олигофрении не нарастает и не уменьшается.

При олигофрении в наибольшей степени страдает абстрактное мышление, другие психические функции - память, эмоциональная, волевая сфера и соматиче­ское развитие в меньшей степени; как правило есть параллели между выраженно­стью снижения интеллекта и нарушением других функций (при легких формах олигофрении подобных нарушений может и не быть).

Выделяют разные степени олигофрении: идиотию, имбецильность и дебиль-ность.

При идиотии отсутствует речь, не вырабатываются навыки, ребенок не в со­стоянии себя элементарно обслужить (даже отсутствует инстинкт самосохранения), эмоционально не выделяет близких людей их окружающих, обучение невозможно.

При имбецильности речь косноязычна, словарный запас около 200 простей­ших слов, фразы из 2-3-х слов, грамматически часто не связанных, обучение во вспомогательной школе практически невозможно, под присмотром и при постоян­ной стимуляции могут выполнять простейшие виды деятельности, имеются эле­ментарны навыки самообслуживания.

При дебильности люди нередко получают начальное или неполное среднее образование, формально могут и полное среднее, но учатся с трудом, преимущест­венно путем зазубривания материала. Возможны простейшие обобщения (особенно при легких проявлениях дебильности), понимание обыденных правил, работать и выполнять простейшие виды деятельности.

Раньше диагноз "Олигофрения" был как бы "официальным" диагнозом, но в МКБ-10 (Современная классификация психических и поведенческих расстройств) данный термин не фигурирует, а используется "умственная отсталость".

Рубрика   Умственная отста­лость   КИ умственного развития   Диапазон (возраст; условно)  
Р70   Легкая   50-69   9-12 лет (до 12)лет  
Р71   Умеренная   35-49   6-9 лег  
Р72   Тяжелая   20-34   3-6 лет  
Р73   Глубокая   до 20   до 3 лет  
1

Сейчас читают про: