Программа проекта по методике изучения подвижных игр как средства развития быстроты и ловкости детей дошкольного возраста

Цель нашей работы: Обосновать эффективность проведения подвижных игр на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности.

Задачи:

1.Оздоровительные задачи. Укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому развитию, повышение уровня физической подготовленности.

2.Образовательные задачи. Изучение подвижных игр с правилами и с элементами спортивных игр.

3.Развивающие задачи. Способствовать развитию быстроты, ловкости, координации.

4.Воспитательные задачи. Воспитывать у детей интерес к подвижным играм. Воспитание морально-волевых качеств. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности и навыков поведения.

Названия и правила игры:

День №1

Диагностика физической подготовленности детей:

1. Бег – 30 метров. Разместить беговую дорожку длиной не менее 40 метров. До линии старта и после линии финиша должно быть 5–6 метров (для предупреждения снижения скорости). В конце дорожки ставится яркий ориентир. Даётся две попытки с интервалом для отдыха 2–3 минуты. Фиксируется лучший результат прохождения дистанции от старта до финиша. Бег с высокого старта.

Критерии оценивания:

До 15 секунд-3 балла

16-30 секунд-2 балла

31 и больше-1 балл

2. Обегание предметов. На дистанции 10 метров расставляются 10 предметов (кубики, кегли, набивные мячи). Расстояние между ними составляет 1 метр. До первого и после последнего – 1,5 метра. По команде «Марш» ребёнок бежит «змейкой» между предметами от линии старта до линии финиша. Даётся две попытки с интервалом для отдыха 2–3 минуты. Фиксируется лучший результат.

Критерии оценивания:

До 15 секунд-3 балла

16-30 секунд-2 балла

31 и больше-1 балл

3. Челночный бег выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. Ширина линии старта и поворота входит в отрезок 10 м. По команде « марш » пробежать 10 м, коснуться земли за линией поворота любой частью тела, повернуться кругом, пробежать таким образом еще три отрезка по 10 м. Запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные или искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки.

Критерии оценивания:

До 30 секунд-3 балла

31-40 секунд-2 балла

41 и больше-1 балл

День №2

1. Ловись рыбка. Каждый участник привязывает к поясу тонкую веревку (длиной примерно в полтора метра) с палочкой на конце - рыбкой. Требуется «наловить» больше всего рыбок, т. е. суметь оборвать веревки у соперников, наступая на их палочки, и уберечь свою рыбку.
Игроки, лишившиеся палочки, выбывают из игры.

Критерии оценивания:

Последнему -1 балл

2. Цыплята. Дети, изображающие цыплят, вместе с наседкой находятся за натянутой между стульями на высоте 35-40 см веревкой. Это их дом. На противоположной стороне площадки или комнаты сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят: "Ко-ко-ко-ко". По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По сигналу "Большая птица!" цыплята быстро убегают.

Критерии оценивания:

Последнему-1 балл

3. Два белых медведя. На краю площадки, представляющей собой море, очерчивается небольшое место – льдина, на которой стоит водящий — «белый медведь». Остальные «медвежата» произвольно размешаются по всей площадке. «Медведь» рычит: «Выхожу на ловлю!» — и бежит ловить «медвежат». Поймав одного «медвежонка», отводит его на льдину, затем ловит другого. Два пойманных «медвежонка» берутся за руки и начинают ловить остальных играющих, «медведь». Поймав кого-нибудь, два «медвежонка» соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». «Медведь» подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят остальных «медвежат». Когда будут переловлены все «медвежата» - игра заканчивается. Побеждает последний пойманный игрок, который и становится «белым медведем».

Критерии оценивания:

Последнему оставшемуся -1 балл

День №3

1. Где ты хитрая лиса? Играть можно любой группой детей, но оптимальным количеством будет 6-10 человек. В начале игры дети стоят лицом в круг, убрав руки за спину. Взрослый или водящий из числа детей идет за кругом и незаметно дотрагивается до руки одного из ребят. Тот, до кого дотронулся водящий, тут же становится «хитрой лисой». После этого водящий выбирает одного из ребят и предлагает ему посмотреть на лица друзей и угадать, кто же является «хитрой лисой». Если этот игрок сразу не угадал, то все дети хором спрашивают: «- Хитрая лиса, где ты?!» и смотрят на лица друг друга, пытаясь угадать и найти плутовку. Если лису угадали, то игра начинается сначала. Если лиса всё же сумела скрыться, то после трех заданных вопросов она отвечает: - Я тут!!! и бежит ловить ребят. Все бросаются врассыпную. После 3 пойманных и осаленных детей игра заканчивается и всё начинается сначала.

Критерии оценивания:

Последнему-1 балл

2. Запрещенное движение. Воспитатель или ведущий становится в центр зала, площадки. Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Перед началом игры выбирается одно «запрещенное движение», например, «прыжок» или «руки вверх», несколько раз демонстрируется детям. Дети ходят по кругу и повторяют движения, которые им показывает ведущий. Задача детей не повторить именно «запрещенное движение». Если ребенок сделал «запрещенное движение», он становится в конец колонны. Тем самым более внимательные дети-победители останутся в начале колонны. Или ошибившиеся вынуждены будут покинуть игру.

Критерии оценивания:

Последнему-1 балл

3. Корзина с фруктами. Дети садятся в круг на расстоянии метра друг от друга на корточки. Каждый называет себя каким - нибудь фруктом: грушей, ананасом, апельсином - кому что по вкусу. Водящий - покупатель стоит в кругу. Ребята спрашивают: "Что ты купил?" Покупатель отвечает, к примеру, так: "Я пришел с рынка, принес яблоко и грушу". Тогда "яблоко" и "груша" быстро меняются местами, а покупатель старается занять место кого - нибудь из них. Тот, кто остается без места, выбывает из игры.

Критерии оценивания:

Последнему-1 балл

День №4

1. Тропинка. Играющие делятся на команды по 8—10 человек. Каждая команда, взявшись за руки, образует круг. По сигналу руководителя дети начинают дви­жение по кругу. После слова «Тропинка!» играющие каждого кру­га должны построиться в колонну и присесть. Когда руководитель подает команду «Копна!», каждый круг делится на две подгруп­пы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу «Горка!» ребята снова строятся в цепочку (колонну), но при этом первая пара встает на носки с поднятыми руками, вторая ставит руки на пояс, а остальные приседают. После каждого выполнен­ного задания игра продолжается с движением детей по кругу вправо. Руководитель каждый раз отмечает, какая группа точнее выпол­нила задание, за что ей начисляется выигрышное очко. Выигрывает команда, игроки которой наберут большее коли­чество очков. Игра начинается по сигналу руководителя и в заданном направлении. Игроки, допустившие ошибку, вы­бывают из игры.

Критерии оценивания:

Последнему-1 балл

2. Найди свой цвет. Воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета. Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

Критерии оценивания:

Кто нашел свой цвет-1 балл

3. Солнышко и дождик. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места. Стульчик один убирают. Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.

Критерии оценивания:

Последнему-1 балл

День №5

1. Воробушки и автомобиль. Дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль», дети убегают на свои стульчики. Потом по одному стульчики убирают. После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

Критерии оценивания:

Последнему-1 балл

2. Поезд. Сначала к игре привлекается 2 небольших групп детей. Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем свободно двигаются друг за другом, двигая руками, имитируя движения колес. Роль паровоза сначала исполняет воспитатель. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Критерии оценивания:

Хорошо выполнившей команде (группе детей) -1 балл

3. Огуречик… огуречик… На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит: Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет. После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

Критерии оценивания:

Без ошибок выполнившим детям- 1 балл

День №6

1. Пробеги тихо. Дети распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец зала. Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы. Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

Критерии оценивания:

Если водящий угадал-1 балл

2. Самолеты. Перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

Критерии оценивания:

Первому самолету, который совершил посадку-1 балл

3. Найди свой домик. С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая из которых становится у определенного места. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - дети должны собраться группами у того места, где стояли вначале. После освоения игры, исходные дома можно менять местами. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением. Или после первой правильной попытки убирают один домик и ребята борятся за место в оставшихся домиках.

Критерии оценивания:

Детям последней оставшийся группы -1 балл

День №7

1. Кролики. В одной стороне зала полукругом расставлены стулья – это клетки кроликов. На противоположной стул – это дом сторожа. Дети сидят на корточках за стульями. Когда сторож выпускает кроликов на лужок – дети один за другим проползают под стульями, а затем прыгают продвигаясь вперед. По сигналу «Бегите в клетки» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями. Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

Критерии оценивания:

Первым нашедшим 3 кроликам своей клетки - по 1 баллу

2. Лошадки. Дети распределяются в пары по желанию: один - лошадка, другой - кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по площадке от одной стороны ее до другой и обратно. Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется. Первое время воспитатель помогает детям надеть вожжи и непосредственно участвует в игре в роли кучера. Целесообразно на первых порах помочь подобрать в пару детей примерно одинаковых по уровню двигательной подготовленности. Вместо вожжей могут быть использованы цветные шнуры или скакалки. По мере того как дети научатся запрягать лошадку и ездить по площадке, можно разрешить играть сразу нескольким парам и не только на площадке, но и на прилегающей дорожке в виде эстафеты.

Критерии оценивания:

Первой прибывшей паре-1 балл

3. Мыши и кот. Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает. Выбегайте, мышки, кот крепко спит! Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки - когда кот проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания, и тогда дети - мышки - выползают из своих норок. Когда мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за свой стульчик или дугу и спрятаться, присев за ними.

Критерии оценивания:

Последним 3 оставшимся мышкам-1 балл

День №8

1. Конники. Группа детей (5-6 чел.) становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому палку длиной 50-60 см. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараясь не наталкиваться друг на друга и не задевать предметы, оборудование, находящееся на площадке. Во время игры воспитатель может предложить конникам ехать быстро и медленно, а также в разных направлениях. Когда дети научатся быстро бегать, можно устроить соревнования. Дается задание, кто скорее проскачет на лошадке до определенного места на площадке или дорожке.

Критерии оценивания:

Победителю соревнования -1 балл

2. Поезд. Дети становятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Первый - паровоз, остальные - вагоны. Воспитатель дает гудок - и поезд начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец дети переходят на бег. После слов воспитателя "Поезд подъезжает к станции" дети постепенно замедляют движение - поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой поляне. По сигналу дети снова собираются в колонну - и поезд начинает двигаться. Первое время дети строятся в колонну в любом порядке, а к концу года уже запоминают свое место в колонне - находят свой вагон. Поезд может двигаться, то ускоряя, то замедляя движение, делать остановки по сигналу. Сигналом, кроме слов воспитателя, может служить красный флажок, который он поднимает.

Критерии оценивания:

Нашедшим свое место в колонне - 1 балл

3. Такси. Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м), держат его в опущенных руках: один - у одной стороны обода, другой - у противоположной, друг за другом. Первый ребенок - водитель такси, второй - пассажир. Дети бегают по площадке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями. Одновременно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь - то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится. Можно устроить соревнования.

Критерии оценивания:

Первым в соревновании -1 балл

День №9

1. Зайцы и волк. Дети-зайцы прячутся за кустами и деревьями. В стороне за кустом находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя: "Волк идет!" - зайцы убегают и прячутся за кусты, под деревьями. Волк пытается догнать их. В игре можно использовать небольшой текст: Зайки скачут: скок, скок, скок, На зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают, Не идет ли волк? Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев. Ребенок, исполняющий роль волка, должен быть подальше от кустов, где прячутся дети. Первое время роль волка выполняет воспитатель, при этом он не спешит поймать зайцев, давая возможность детям убежать и спрятаться. Затем можно предложить выполнять роль волка детям по желанию.

Критерии оценивания:

Последним 3 зайчикам-1 балл

2. У медведя в бору. Дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами: У медведя во бору, Грибы-ягоды беру. А медведь не спит, И на нас рычит. Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

Критерии оценивания:

Не пойманным 3 детям- 1 балл

3. Мышеловка. Играющие делятся на две неравные подгруппы. Меньшая образует круг – мышеловку. Остальные – мыши. Игроки в кругу двигаются и приговаривают: Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть. По окончании слов дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу дети опускают руки и приседают. Мыши, не успевшие выбежать, считаются пойманными. Они тоже встают в круг. Игра продолжается. Когда большая часть детей поймана, подгруппы меняются местами.

Критерии оценивания:

Последним 3 детям-1 балл

День №10

1. Автомобили. Каждый играющий получает руль. По сигналу водящего (поднят зеленый флажок) дети разбегаются в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется. Игра проходит эмоциональнее под музыкальное сопровождение.

Критерии оценивания:

Активным детям-1 балл

2. Мы веселые ребята. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится черта – это дома. В центре площадки находится ловишка. Играющие хором произносят: Мы веселые ребята, любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. 1,2,3 – лови! После слава «Лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка старается поймать их. Тот кого ловишка успеет задеть до черты, считаются пойманными и отходят в сторону, пропуская одну перебежку. После двух перебежек выбирается другой ловишка.

Критерии оценивания:

Последним оставшимся 3 детям -1 балл

3. Не попадись. Играющие располагаются вокруг шнура положенного в форме круга. В центре – двое водящих. По сигналу воспитателя дети прыгают на двух ногах в круг и из него по мере приближения ловишек. Кого успели запятнать, тот получает штрафное очко. Через 40-50 секунд игра останавливается, подсчитываются проигравшие, и игра повторяется с новым водящим.

Критерии оценивания:

Последним 3 оставшимся -1 балл

Первый этапнаправлен на выбор игр. Перед тем как приступить к работе мы составляем перспективный план распределения подвижных игр в течение месяца, подобрав подвижные игры, составляем картотеку подвижных игр.

Второй этап - подготовка к играм. Затем со всеми детьми проводим диагностику физической подготовленности, то есть изучаем физическую подготовленность детей, так как дети старшего дошкольного возраста имеют разную степень физической подготовленности, разный уровень двигательной активности, разный уровень физического развития. Диагностика проводится в течение одного дня, которая включала в себя:

1. Бег на 30 м (быстрота).

2. Обегание предметов (ловкость).

3. Челночный бег 3х10м (ориентировка в пространстве, ловкость, координация движений).

Диагностика физической подготовленности позволит выявить уровень развития двигательных умений и навыков и уровень развития физических качеств.

Третий этап – подборка серии подвижных игр, физкультурных упражнений для развития быстроты, ловкости у детей старшей группы. Игры проводятся с детьми в течение 10 дней, в различных режимных процессах. На каждый день рассчитывается по 3 разных подвижных игр на развитие быстроты и ловкости.

При оценке результатов, засчитываются баллы:

Максимальный балл за 1 день- Диагностика физической подготовленности дошкольника – 9 баллов, минимальный балл 3 балла.

За последующие 9 дней максимальный балл - 27 баллов. По этим результатам можем оценивать развитие быстроты и ловкости у дошкольника посредством подвижных игр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: