double arrow

Структура и композиция издания

2

Структура газеты выражается в последовательности размещения разделов и рубрик в газете, соподчиненности между ними; порядке следования основных разделов и постоянных рубрик газеты по номерам в зависимости от их значения и актуальности; установлении соответствующих жанровых, размерных и других пропорций в зависимости от типа издания и его традиций.

Газета не может быть бесструктурной, однако может казаться такой, если внутреннее строение газеты для читателя не очевидно. Различают низкий, средний и высокий уровни организованности структуры.

Расположение смысловых частей (оформительских комплексов), таких как рубрика, заголовок, текст, комментарий, иллюстрация с подписью называется композицией материала.

Средства композиции - это в первую очередь пропорция, контраст, нюанс и масштаб. Одной из характеристик композиции является ширина колонки – очень существенный признак ритма.

Со временем в газете складывается более или менее стабильная композиция, которая представляет собой характерное для данного издания оформление полос, основные разделы и рубрики. Устойчивая композиция издания облегчает читателю ознакомление с номером, поиск интересующей его информации, помогает ему воспринимать новый номер газеты в хорошо знакомых и привычных формах. Однако устойчивость композиции газетного номера не подразумевает под собой её жесткого стандарта. Одним из признаков хорошей композиции является её гибкость, допускающая быструю переверстку или замену какой либо полосы номера, а также перемену мест разделов и рубрик, вынесение актуальных материалов на самые выгодные места номера.

Связь между полосами газетного номера подчеркивается единством стиля их оформления. Это проявляется, например, в общем формате всех полос, в постоянном, стандартном для данной газеты, количестве текстовых колонок на полосе, в общих для всех полос особенностях технического оформления.

Композиция газеты зависит от особенностей крупноформатной структуры издания, использования различных графических средств, предполагаемых условий её чтения. Индивидуальные композиционные особенности каждого номера подчинены общей композиции издания. Выделяют следующие уровни композиции в газете: композиция жанра, композиция газеты (серия номеров), композиция отдельного номера и композиция рубрики газеты.

Композиция жанра - это исторически сложившаяся форма пространственной организации материалов. Крупноформатная несброшюрованная форма обусловленная необходимой оперативностью выхода номеров с разнородным информационным материалом стала причиной возникновения особой структурно-композиционной организации газеты. Основные композиционные особенности жанра: плотная компоновка материала, многоколонная и блочная верстка, активные заголовки и многообразие выделительных приемов.

Композиция газеты представляет собой систему организации и распределения материалов, обусловленную тематической структурой издания. Она объединяет все номера газеты такими общими признаками как: постоянство и последовательность расположения рубрик, способы выделения материалов, их индивидуальное оформление.

Композиция номера реализуется согласно макету, но индивидуальна и подвижна вследствие различий информации каждого номера, а также разных способов подачи материалов.

Композиция рубрики имеет свои индивидуальные композиционные и графические особенности, отражающие её тематику, являясь составной частью издания подчиняется основным принципам организации.

Гармоничное построение всех частей композиции формируется вследствие применения таких средств как: пропорции, контраст, масштаб, равновесие, метр-ритм, симметрия – асимметрия и т.п.

Пропорции широко используются на газетной полосе, начиная с пропорций формата - базовой ступени, задающей особенности последующего пропорционального членения формы. Особенности многоколонного построения обуславливаются пропорциональной зависимостью элементов: формата и числа колонок, их ширины, размера иллюстраций и заголовков, где модулем членения полосы является стандартная колонка, ширине которой кратны горизонтали полосы.

Масштаб как средство композиции представляет собой соотношение размерных характеристик элементов и целого. Исторически сложившиеся форматы периодических изданий, размеры шрифтов, величины всех элементов приспособлены к человеку для более комфортного восприятия материала.

Симметрия и асимметрия во многом определяют такие качества композиции, как динамику или статичность.

Контраст - первое средство функционального оформления газеты, посредством которого акцентируются и выделяются главные элементы. Этим задаётся порядок восприятия: от более сильных акцентов к менее сильным, от более важных материалов к менее важным. Основные контрасты в газете: размерные, тоновые и цветовые. Максимальный контраст существует между текстовыми и изобразительными материалами, разница в способе передачи информации приводит к визуальным, тоновым, размерным отличиям. Различие и интенсивность контрастов, их мера применяются в зависимости от назначения и характера газеты.

Метрические и ритмические повторы элементов придают композиции организованность и структурность. Метрические повторы, образованные рядами строк, колонок и пробелов формируют ритм. Газета строится на ритмах вертикалей колонок и горизонталях заголовков, на ритмах контрастов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: