Системы связи и оповещения предназначены для управления РСЧС и представляют собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.
Информационное обеспечение в РСЧС осуществляется с использованием автомати-зированной информационно-управляющей системы (АИУС), представляющей собой сово-купность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информацион-ных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, ана-лиз и передачу информации.
Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов в настоящее время установлен единый номер – 01.
Положение о РСЧС регламентирует также порядок и особенности действий руководи-телей работ по ликвидации ЧС, порядок финансирования РСЧС, целевых программ и меро-приятий по ликвидации ЧС, использование материального резерва, порядок, организацию и осуществление работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, между-народной гуманитарной помощи.
2.2. Защита населения и территории в переходный период и военное время.
В переходный период и военное время функции защиты населения и территории страны выполняет Гражданская оборона Российской Федерации (ГО).
Медицинская служба гражданской обороны (МСГО) – это система органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения всего комплекса мероприятий медицинского обеспечения, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным, их лечение, с целью возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности в условиях военного времени.
Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений МС ГО и медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств поражения.
МС ГО является государственной службой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения РФ, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Методическое руководство созданием и деятельностью МСГО осуществляет МЗ РФ. Приказы, директивы и инструкции, а также регламентирующие нормативные документы, издаваемые МЗ РФ по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время, являются обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти.
Организационно МСГО представляет собой систему органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий
На МСГО возлагаются следующие основные задачи:
1.Прогнозирование и оценка возможных медико-санитарных последствий применения противником современных средств поражения;
2.Планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;
3.Подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в военное время;
4. Создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий ГО;
5.Организация снабжения учреждений и формирований МСГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;
6.Подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;
7.Участие в подготовке населения и личного состава гражданских организаций ГО (сани-тарных дружин) по вопросам оказания первой медицинской помощи;
8.Медицинское обеспечение населения при проведении эвакуационных мероприятий;
9.Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
10.Организация и проведение медицинских мероприятий по первоочередному жизнеобеспе-чению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
11.Медицинский контроль за захоронением трупов в очагах массовых потерь населения в военное время.
В случае возникновения войны условия деятельности МСГО будут иметь ряд особенностей, влияющих главным образом на организацию и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения.
Основными из них являются:
1.Массовость, одномоментность возникновения потерь среди населения, разнообразный характер и тяжесть поражений, появление новой патологии;
2.Нарушение работы медицинских учреждений и потери среди личного состава МСГО;
3.Разрушение зданий и сооружений в городах и населенных пунктах, осложняющее развертывание и работу медицинских формирований и учреждений;
4.Возможное заражение обширных территорий, продовольствия, воды РВ, ОВ, БС и СДЯВ;
5.Возможное повышение эпидемической напряженности в связи с эвакуационными мероприятиями ГО и сложность санитарно-эпидемической обстановки в очагах массового поражения;
6.Сложность управления силами и средствами службы при ликвидации последствий нападения противника.
Указанные возможные условия деятельности МСГО в современной войне находят свое отражение в принципах организации и основах лечебно-эвакуационных обеспечения пораженного населения.
Основными принципами организации МСГО являются:
1.МСГО организуется на базе существующих органов и учреждений здравоохранения;
2.В МСГО создаются формирования, способные работать в любом очаге поражения, что дает возможность осуществлять широкий маневр формированиями для работы в очагах без существенной перестройки (принцип универсализма подготовки);
3.Каждое формирование и учреждение предназначаются для выполнения определенного, свойственного им перечня мероприятий или функций в системе МСГО;
4.Оказания медицинской помощи, лечения пораженных, проведения противоэпидемических мероприятий и т.п. (принцип функционального предназначения);
5.Для оказания первой медицинской помощи пораженным и больным привлекается само население, путем создания санитарных постов и санитарных дружин и обучения всего населения приемам оказания само-и взаимопомощи.
Выполнение стоящих перед МСГО задач имеет большое государственное значение и осуществляется в постоянном взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, медицинской службой ВС РФ, МВД РФ, другими службами ГО. МСГО создается по территориальному принципу и имеет 4 уровня:
- федеральный - включает силы и средства МСГО на территории всей РФ;
- территориальный - включает силы и средства МСГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);
- местный - включает силы и средства МСГО на территории города, городского совета, сельского округа;
объектовый - представлен силами и средствами МСГО организаций (объектов экономики).
Элементы организационной структуры МСГО.
На каждом уровне в состав МСГО:
1. Руководство;
2. Органы управления;
3. Силы (учреждения и формирования (гражданские организации ГО).
К руководству относятся начальники медицинской службы ГО. Начальником МСГО является первый заместитель МЗиСР РФ.