Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)
Кафедра «Мобилизационной подготовки
Здравоохранения и медицины катастроф»
Учебное пособие
По токсикологии и медицинской защите от радиационных и
Химических поражений
Тема № 4.17
«Мероприятия медицинской службы в очагах химических и радиационных поражений»
Новосибирск - 2011 г
1. Введение.
До 1986 г. Вопросы защиты населения и территорий были возложены на ГО, причем только на военное время. Однако после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., и зем-летрясения в Армении в 1988 г. возникла необходимость в создании государственного меха-низма по прогнозированию, предупреждению, локализации и ликвидации ЧС в мирное вре-мя. Для этого в 1990 г. был создан Российский корпус спасателей. Но реально защиту насе-ления и территорий Российской Федерации от ЧС природного и техногенного характера стала решать лишь Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрез-вычайных ситуаций (сокращенно РСЧС), созданная в 1992 г. и реформированная в 1995 г. В настоящее время действует положение о ней, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.12.03 г. № 794. РСЧС – это организационная система, объединяющая органы управ-ления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназ-наченная для решения вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС природно-го, техногенного и иного характера и осуществляющая свою деятельность в целях выполне-ния задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г.
|
|
2. Задачи, принципы и организационная структура системы медицинской защиты населения в условиях чрезвычайной ситуации.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в ЧС представляет собой комплекс организационных, инженерно-технических, медицинских мероприятий и средств, направ-ленных на решение задач по сохранению жизни и здоровья человека во всех сферах его деятельности.
Основные принципы обеспечения безопасности населения в ЧС: заблаговременная подготовка, дифференцированный подход, комплексность мероприятий.
Заблаговременная подготовка предполагает накопление средств защиты (коллектив-ных и индивидуальных) от опасных и вредных факторов, возникающих при ЧС, и поддер-жание их в готовности для использования населения. Сюда входит и подготовка к проведе-нию эвакуации населения из опасных зон или зон риска.
|
|
Дифференцированный подход выражается в том, что характер и объем защитных мероприятий устанавливается в зависимости от вида ЧС и от местных условий.
Комплексность мероприятий заключается в согласованном осуществлении эффектив- ного применения средств и способов защиты от последствий ЧС со всеми мероприятиями по обеспечению жизнедеятельности в современной технологической и социальной среде.
В Российской Федерации выполнение мероприятий по защите населения и территорий в мирное время возложено на Единую государственную систему предупреждения и лик-видации чрезвычайных ситуаций. В переходный период и военное время функции защи-ты населения и территории страны выполняет Гражданская оборона Российской Фе-дерации (ГО).
Основными способами и средствами защиты населения в ЧС являются: эвакуация, укрытие в защитных сооружениях, использование средств индивидуальной защиты, а также средств медицинской профилактики.
2.1. Защита населения и территорий в мирное время.
Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС – создаются федеральными органами исполни-тельной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях феде-рального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Территориальные подсистемы РСЧС - создаются органами исполнительной власти в субъектах РФ (республиках, краях, областях, автономных образованиях) для предупрежде-ния и ликвидации последствий ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, го-родских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению данных территорий.
Каждый уровень РСЧС имеет:
- координационные, постоянно действующие органы управления, специально уполномочен-ные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС (органы управ-ления по делам ГОЧС);
- органы повседневного управления;
- силы и средства системы связи, оповещения, информационного обеспечения;
- резервы финансовых и материальных ресурсов.
Координационными органами управления РСЧС являются:
· на федеральном уровне, охватывающем территорию РФ, - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (ПК ЧС и ОПБ), КЧС федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств РФ);
· на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ (республики, края, области, автономного образования), - КЧС и ОПБ органов исполнительной власти субъекта РФ;
· на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) - КЧС и ОПБ органов местного самоуправления;
· на объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, пред-приятия, - КЧС и ОПБ организации в пределах соответствующего федерального округа, функции и задачи по обеспечению координации деятельности осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
Основными задачами данных комиссий являются координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня, обеспечение согласованности действий органов исполнительной власти при выполнении мероприятий по защите населения и территорий в ЧС и ОПБ, а также восстановительных работ.
Постоянно действующими органами РСЧС являются:
· на федеральном уровне – МЧС России по делам ГО ЧС; в министерствах, ведомствах и организациях РФ - органы управления (ОУ) по делам ГОЧС;
|
|
· на региональном уровне – региональные центры (РЦ) по делам ГОЧС, МЧС;
· на территориальном уровне – министерства, государственные комитеты (ГК) и главные управления (ГУ) по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;
· на местном уровне – управления (в категорированных городах и районах городов с районным делением), отделы (в сельских районах, некатегорированных городах и других населенных пунктах) по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;
· на объектовом уровне – отделы, секторы, (работники) по делам ГОЧС организаций (объектов).
Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежеднев-
ного планирования и руководства выполнения мероприятий по предупреждению и ликвида-ции ЧС. Все они, за исключением региональных центров, создаются при соответствующих органах государственной, исполнительной или местной власти и имеют двойное подчинение: по территориальной (ведомственной) линии – соответствующим органам власти; в части руководства по предназначению – вышестоящим органам, управления по делам ГОЧС вплоть до МЧС России.
Органами повседневного управления РСЧС являются:
· центры управления (ЦУ) в кризисных ситуациях, информационные центры (ИЦ), дежурно-диспетчерские службы (ДДС) федеральных органов исполнительной власти;
· центры управления в кризисных ситуациях региональных центров (РЦУ);
· центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГОЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов исполнительной власти;
· единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных образований;
· дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) (ДДСО).
Они являются органами оперативного управления, осуществляют круглосуточное
дежурство и размещаются в специально оборудованных пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами оповещения, сбора, обработки и передачи информации. В повседневной деятельности управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут использоваться, как правило, стационарные, подвижные и вспомогательные ПУГО, если руководство мероприятиями не осуществляется с места постоянного размещения органа управления РСЧС.
|
|
Штатные оперативные дежурные службы МЧС России созданы на федеральном, ре-
гиональном, территориальном и местном уровнях (вплоть до категорированных городов) и размещаются на пунктах управления ОУ ГОЧС. Система пунктов управления МЧС России (ОУ ГОЧС) состоит из системы ПУ ГО и специализированных ПУ РСЧС.
К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназна-ченные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС.
Силы и средства РСЧС каждого уровня включают силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы (АСС), аварийно-спасательные формирования (АСФ), иные службы и формирования, осна-щенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований могут привлекаться к ликвидации ЧС только в порядке, определяемом Президентом РФ.
Силы и средства органов внутренних дел РФ, включая территориальные органы, применяются для ликвидации ЧС в соответствии с задачами, нормативными правовыми актами.
При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях и акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. Режим повышенной готовности устанавливается руководителем соответствующего уровня при угрозе возникновения ЧС, а режим ЧС - при возникновении и ликвидации ЧС.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС являются:
а) в режиме повседневной деятельности:
· изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
· сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности (ОПБ);
· разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и ОПБ;
· планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
· подготовка населения к действиям в ЧС;
· пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ;
· руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
· проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и ОПБ;
· осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
· проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению в соответственные места проживания или хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
· ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению подобных аварий и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
· усиление контроля над состоянием окружающей среды, прогнозирование возник-новения ЧС и их последствий;
· введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должно-стных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
· непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых ЧС; информирование населения о приемах и способах защиты от них;
· принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
· уточнение планов действий (взаимодействия) и иных документов по предупрежде-нию и ликвидации ЧС;
· приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действия;
· восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
· проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
· непрерывный контроль над состоянием окружающей среды, прогнозирования раз-вития возникших ЧС и их последствий;
· оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и органи-заций, а также населения о возникших ЧС;
· проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
· организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных органи-заций и населения к ликвидации возникших ЧС;
· непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
· организация и поддержание непрерывного взаимодействия на всех уровнях;
· проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
Для ликвидации ЧС создаются и используются следующие резервы финансовых и
материальных ресурсов:
· резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и послед-ствий стихийных бедствий;
· запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;
· резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
· резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления.