Законодательство РБ в области наркотиков

По данным Управления Организации Объединенных наций по наркотикам и преступности, отраженным во всемирном докладе о наркотиках за 2008 год, серьезную наркотическую зависимость испытывают порядка 26 миллионов человек, или около 0,6 процента взрослого населения планеты. Отмечается тенденция роста связанной с наркотиками смертности, которая достигла уровня 200 000 человек в год по всему миру. По Европе эта цифра достигает порядка 7000-8000.

Географическое расположение, интенсивное развитие транспортной инфраструктуры, «прозрачность» границы с Российской Федерацией, стабильное социально-экономическое положение внутри нашего государства способствовали тому, что Республика Беларусь стала все больше использоваться как «транспортный коридор» для транзитного перемещения наркотических средств и психотропных веществ, соединяющий страны Средней Азии и Россию с Европой, организации каналов наркотрафика в различные регионы мира. Некоторая часть перевозимых по территории республики наркотиков остается для внутреннего потребления и наряду с другими факторами оказывает негативное влияние на развитие наркоситуации, делает ее уязвимой для наркоагрессии и способствует наркотизации населения Беларуси. В 2008 году ее уровень в Республике Беларусь составлял около 109 человек на 100 тысяч населения. Хотя этот показатель значительно ниже, чем в сопредельных Беларуси государствах, количество состоящих на учете в медучреждениях потребителей наркотиков постоянно возрастает. В сравнении с 1995 годом эта цифра выросла почти в 5 раз и составила более 11,6 тысяч человек (для сравнения в России эта цифра составляет 517 800 человек), а с учетом высокой латентности явления предполагается, что реально эти цифры превышают официальные, и в данную проблему втянуто примерно 1,6 процента трудоспособного населения государства.
Наркотические средства и психотропные вещества - вещества природного или синтетического происхождения, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года, Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ - вещества, используемые при изготовлении, производстве и переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень и подлежащие государственному контролю в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;
оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров- культивирование растений, изготовление, производство, переработка, приобретение, хранение, перевозка, пересылка, перемещение, реализация, использование, ввоз, вывоз, транзит, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разрешенных и находящихся под государственным контролем в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
изготовление наркотических средств и психотропных веществ - действия, в результате которых могут быть получены наркотические средства и психотропные вещества, а также преобразование одних наркотических средств или психотропных веществ в другие наркотические средства или психотропные вещества;
производство наркотических средств и психотропных веществ - получение наркотических средств или психотропных веществ из прекурсоров, а также из химических веществ и (или) растений промышленным способом;
переработка наркотических средств и психотропных веществ - действия, в результате которых происходят очистка от примесей (рафинирование), повышение концентрации наркотических средств или психотропных веществ, а также получение на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами;
ввоз, вывоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - фактическое перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров через таможенную границу Республики Беларусь;
транзит наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров под таможенным контролем через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами Государственной границы Республики Беларусь;
незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Республики Беларусь;
наркомания - заболевание, обусловленное психической или (и) физической зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ;
больной наркоманией - физическое лицо, в отношении заболевания которого медицинским учреждением установлен диагноз «наркомания».
Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры подлежат государственному контролю в Республике Беларусь и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в списки и таблицы Перечня. Перечень утверждается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством внутренних дел.
Законодательство Республики Беларусь о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах состоит из Закона О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах в редакции от 24.12.2007 г.№299-З и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в целях охраны здоровья граждан и национальной безопасности Республики Беларусь и основывается на следующих принципах:
- государственный контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, включенных в списки: 1(особо опасные наркотические средства и психотропные вещества, не используемые в медицинских целях, 2(особо опасные наркотические средства и психотропные вещества, разрешенные к контролируемому обороту), 3(опасные психотропные вещества) и 5(опасные наркотические средства, не используемые в медицинских целях) Республиканского перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь в ред. постановления Минздрава от 28.05.2007 №52,от 19.02.2008 N 39);
- лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
- приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, расширение антинаркотической пропаганды;
- развитие сети учреждений для лечения, а также медико-социальной реабилитации больных наркоманией, государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов профилактики и лечения наркомании;
- развитие международного сотрудничества в области совершенствования законодательства об обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействия их незаконному обороту.
Субъекты оборота наркотических средств - физические и юридические лица.
Физические лица имеют право приобретать, хранить, перевозить, перемещать и использовать наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Юридические лица осуществляют деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, на основании специальных разрешений (лицензий) в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Государственный контроль за оборотом наркотических средств в пределах своих полномочий осуществляют:
Министерство внутренних дел;
Министерство здравоохранения;
Государственный таможенный комитет;
Государственный комитет пограничных войск;
Комитет государственной безопасности.
При необходимости Совет Министров Республики Беларусь для решения задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров может уполномочивать иные республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с их компетенцией на осуществление мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Организация государственного контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптеках, организациях здравоохранения и иных организациях осуществляется Министерством здравоохранения.
Организация противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Государственный таможенный комитет, Государственный комитет пограничных войск, Комитет государственной безопасности, иные республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своих полномочий.
Координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется Советом Министров Республики Беларусь.(ст.23 закона)
Задачи ОВД:
устранение причин и условий, способствующих незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
ведение профилактической работы с лицами, допускающими немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, совершающих преступления, связанные с ними;
выявление и учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ, принятие к ним мер в соответствии с законодательством Республики Беларусь с целью побуждения их к отказу от потребления указанных средств и веществ;
профилактика, выявление, пресечение преступлений, расследование уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Меры противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров:
- осуществление международного сотрудничества в области совершенствования законодательства;
- участие в мероприятиях по противодействию и пресечению международного незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выявление лиц, участвующих в таком обороте.
- профилактика наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств;
- развитие сети организаций для лечения, а также медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
- осуществление поддержки научных исследований в области разработки новых методов профилактики и лечения наркомании в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Должностные лица органов внутренних дел, таможенных органов, пограничных войск, органов государственной безопасности в пределах своей компетенции имеют право проверки юридических лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, имеют право:
производить осмотр земельных участков, на которых культивируются растения, включенные в Перечень, мест изготовления, производства, переработки, хранения, реализации или приобретения и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
проверять соответствие процессов изготовления и производства наркотических средств и психотропных веществ установленным правилам, при необходимости изымать образцы для сравнительного исследования;
опечатывать помещения в целях воспрепятствования несанкционированному доступу к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам;
требовать от юридических и физических лиц представления необходимых для выполнения контрольных функций объяснений и документов;
выдавать юридическим лицам, осуществляющим на основании специальных разрешений (лицензий) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В целях усиления борьбы с наркоманией, обеспечения на этой основе охраны здоровья населения и укрепления правопорядка органы внутренних дел и организации здравоохранения в строгом соответствии с законодательством осуществляют выявление и учет лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание. Лица, допускающие немедицинское потребление наркотических средств, направляются органами внутренних дел и организациями здравоохранения на медицинское обследование в лечебно-профилактические учреждения здравоохранения.

Однако, несмотря на принимаемые меры, ситуация в сфере наркоконтроля в республике остается сложной и рассчитывать на ее резкое улучшение в ближайшем обозримом будущем не приходится. Наркобизнес, в силу его природы, является одним из самых прибыльных статей дохода в криминальном мире и самые продуманные планы по его противодействию не в полной мере достигают поставленных целей. Если в борьбе с преступностью в целом обеспечивается контролируемый уровень, то в отношении незаконного оборота наркотиков еще не достигнуто ощутимого перелома и пока нет оснований для оптимистичных прогнозов, тем более что прогностическая оценка на обозримую перспективу предполагает развитие целого ряда негативных тенденций, это:
- рост наркотизации населения за счет вовлечения в незаконное потребление более широких слоев и групп, в первую очередь молодежи;
- повышение уровня организованности и конспиративности преступных групп, действующих на территории республики, государств - участников СНГ и сопредельных стран;
- дальнейшая интеграция национальных преступных групп в международное преступное сообщество, что найдет отражение в интенсивном использовании пространства государства для незаконных транзитных перевозок наркотиков и психотропных веществ;
- изменение структуры рынка наркотиков за счет увеличения доли «тяжелых», высоко концентрированных средств и препаратов, в т.ч. синтетических;
- многократное увеличение объема производства и транзитных перевозок афганских наркотиков.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: