План семинарских занятий по модулю 1.
Тема 2. Теоретические основы психологии лиц с нарушениями зрения
(2 часа)
Основные понятия: отражение, сенсорная депривация (зрительная), причины нарушений (зрения), структура дефекта, дефицитарный вариант дизонтогенеза, закономерности психического развития.
План:
1.Роль зрения в познании окружающего мира.
2.Основные характеристики зрительного восприятия: целостность, осмысленность, избирательность, константность. Сукцессивное и симультанное восприятие.
3.Роль зрения в жизнедеятельности человека и неоднозначность последствий его утраты и глубоких нарушений на структурные компоненты психики, количественные и качественные изменения.
4.Отрицательное влияние дефектов зрения на физическое, речевое развитие, частоту проявлений соматических заболеваний, нервно-психических нарушений, необходимость проведения профилактической и психокоррекционной работы по их предупреждению и коррекции.
5.Этиология нарушения зрения: аномалии развития, наследственные факторы, травмы и инфекции, поражения ЦНС. Синдромы зрительных нарушений.
|
|
6.Классификация лиц с нарушениями зрения по характеру нарушения (слепые, слабовидящие, лица с косоглазием и амблиопией).
7.Классификация по способу восприятия и степени сохранности остаточного зрения (тотально слепые, парциально слепые, слабовидящие).
8.Классификация лиц с нарушениями зрения по времени возникновения дефекта (слепорожденные, раноослепшие, поздноослепшие).
9.Понятие остаточное зрение как интегральное свойство поврежденной зрительной системы, актуальность более глубокого изучения его влияния на проявление психических процессов, состояний и свойств.
Рекомендуемая литература
1.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 2006.
2.Основы специальной психологии / Л.В.Кузнецова. Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
3.Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. /Сост. и общ. ред. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб. 2002.
Информационное сопровождение:мультимедийное сопровождение «Теоретические основы психологии лиц с нарушениями зрения»