Тема 5. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрении (2часа)

Основные понятия: эмоции, воля, направленность личности, потребности, мотивация, субъективная картина дефекта, отношение к дефекту, уровень притязаний, самооценка, ценностные ориентации, характер, психические нарушения при дефектах зрения.

План

1.Особенности эмоций слепых и слабовидящих.

2.Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.

3.Эмоциональные нарушения по аутистическому типу.

4.Эмоциональное отношение слепых и слабовидящих к различным жизненным ситуациям. Характерные эмоциональные состояния детей с нарушениями зрения.

5.Чувства детей с нарушениями зрения (моральные, интеллектуальные, эстетические).

6.Воля при нарушениях зрения.

7.Ведущие мотивы: общения со взрослым, поиска поощрения, переживания компетентности и закрепления своего положения в группе сверстников.

8.Общие психологические особенности слепых и слабовидящих детей (задержка психического развития вне специального обучения, недостаточность двигательной сферы, речь, оторванная от представлений, переживание дефекта).

Вопросы для самоконтроля

1. Как протекает эмоциональное развитие лиц с нарушениями зрения?

2. В чем заключаются специфические закономерности развития эмоций у детей с нарушенным зрением?

3. Особенности становления волевых качеств лиц с нарушением зрения.

4. В чем заключается влияния дефекта слуха на отдельные устойчивые свойства? Охарактеризуйте устойчивые свойства личности лиц с нарушенным зрением.

5. С чем связано своеобразие личностного развития детей с нарушениями зрения?

Рекомендуемая литература

1.Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения – М., 2007. – 230 с.

2.Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. – М., 2005. – 448с.

3.Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. - Речь, - 2010. – 356с.

4.Основы специальной психологии / Л.В.Кузнецова. Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002. – 360с.

5.Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития. /Сост. и общ. ред. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб. 2002. – 356с.

Информационное сопровождение: мультимедийная презентация «Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: