Современный модернизм

Несмотря на все противоречия, невзгоды и исторические катаклизмы,

культура в XX в. развивалась достаточно успешно. На это

столетие приходятся многие великие достижения в живописи, архитектуре,

скульптуре, музыке, философии. Поэтому, говоря о кризисных

явлениях столетия, нужно иметь в виду, что понятие «кризис

» относится не к культуре как таковой, а к тем противоречиям,

которые возникают в обществе и порождают серьезные проблемы

человеческого бытия и существования, бросают вызов культуре.

Отвечая на этот вызов, культура порождает соответствующие

ему новые формы, которые с точки зрения традиции непривычны и

поэтому воспринимаются как «кризисные», поэтому реакцией культуры

на многочисленные исторические события стало появление

большого количества новых способов отражения мира. Никогда

ранее она не создавала такого количества новых направлений своего

развития и никогда так быстро не меняла свои ценности и

принципы в надежде получить из динамичных исторических явлений

новую картину мира, новый его образ.

Современная мировая культура — это не одно целостное явление.

Она состоит из ряда течений, которые отличаются по своим

целям и выразительным средствам и оказываются нередко прямо

противоположными друг другу. Но при всей пестроте современной

культуры у составляющих ее течений и стилей есть одна общая черта

— все они стремятся отразить мир в форме выражения чувств и

настроений художника. Начало такому направлению в творчестве

положили еще постимпрессионисты, а позднее оно было названо

модернизмом.

Термин «модернизм» происходит от французского слова «модерн

» (новый), который во многих европейских языках обозначает

понятие «современный». Это слово имеет тот же корень, что и слово «мода» и нередко употребляется в значении «новое искусство»,

«современное искусство». В культуре XX в. модернизм представляет

собой совокупность направлений, сложившихся в искусстве. Точные

временные рамки модернизма не определены из-за его неоднородности,

для него свойственно одновременное сосуществование

различных выразительных стилей и творческих объединений художников

с общими программами.

Модернизм отбросил старые, привычные художественные традиции

и поставил себе целью создание новых форм отражения мира,

демонстративно противопоставленных гармоническим формам

классического искусства, а также акцентировал свое творчество на

субъективном характере миропонимании. Основоположники модернизма

были ярыми приверженцами духовной революции, к которой,

по их мнению, неизбежно вел кризис старого мира. В своих

манифестах они призывали к «тотальному» обновлению искусства.

При этом модернизм не принимал «искусства для искусства», так

как намеревался с помощью искусства перестроить общественную

жизнь.

Одной из главных особенностей модернизма было подчеркнутое

выражение художниками своей индивидуальности. Этим продиктованы

и постоянные поиски ранее не использовавшихся изобразительных

средств и материалов. Одним из самых плодотворных

результатов этих поисков стала реабилитация роли эмоционального

общения с миром, утверждение самоценности и самодостаточности

эстетических переживаний, приоритета чувственного

отражения над возможностями рационального познания. Отказ

от рассудочной деятельности и идеализации спонтанных, интуитивных

способов познания наиболее ярко проявился в различных

формах эмпатического направления. В рамках этой тенденции утверждалось

восприятие мира, основанное на эмпатии — способности

человека к глубокому сопереживанию, вчувствованию, постижению

бытия с помощью интенсивного эмоционального отклика.

Развитие эмпатической тенденции привело к возникновению,

на первый взгляд, далеких друг от друга, но по сути имеющих

общую основу таких моделей мироощущения, как фовизм,

ташизм, сюрреализм, орфизм и др.

Появление модернизма отвечало общей направленности всей

мировой культуры: ее устремленности к абстрактному отражению

мира, которое предполагало отвлечение от несущественных, случайных

явлений с целью выявления универсальных свойств бытия.

Стремление к абстрактному мироощущению обнаруживает и еще

более глубинную тенденцию, связанную с процессом этерификации,

или дематериализации. Закон этерификации предлагает переход к

энергиям все более элементарным, тонким, эфирным, постигаемым

лишь при помощи абстрактных категорий. В художественной культуре

действие этого закона означает переход от архитектуры и

скульптуры к музыке, от реалистической живописи — к абстрактной.

Да и вся логика развития мировой культуры заставляет сделать

вывод, что она движется к более легким эфирным состояниям и

субстанциям красоты, к более утонченным духовным проявлениям.

Сформировавшийся новый стиль не только вызвал горячие споры,

но и породил многие проблемы. У составлявших его течений

были и пламенные сторонники, и ожесточенные противники.

Большую часть нападок на него вызывала изобразительная техника,

поскольку модернисты часто отказывались от таких важных для

старого искусства черт, как тщательное исполнение картины, традиционное

сочетание цветов, точность рисунка, стремление к

внешней красоте и т.д. Но на самом деле главным недостатком модернизма

явилось его безразличие к острым общественным проблемам,

а также стремление к изображению темных сторон жизни. А

это значит, что к области модернизма принадлежали произведения

либо равнодушные к человеку, либо вызывающие у него неприязнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: