Модернизм

В музыке

Развитие культуры в ХХ в. происходило также и в области

музыкального искусства. В данной области продолжала

развиваться академическая музыка, имеющая

тесную связь с эстетическими нормами и традициями классического

искусства. Но столь же очевидным было и влияние на нее модернизма.

Интересно, что понятие модернизма в музыке не является

стабильным. И то, что в начале века воспринималось как новое,

в середине века считалось уже классикой. Так произошло с

музыкой К. Дебюсси, М. Равеля, Р. Штрауса — представителей импрессионизма

в музыке. Сегодня в понятие музыкального авангарда

входит конкретная музыка П. Шеффера, создающаяся с помощью

записи на магнитную ленту различных природных или искусственных

звучаний.

П. Булез и К. Штокгаузен являются представителями алеаторики —

течения, вносящего элемент случайности в музыку (музыкальная

композиция может строиться с помощью жребия, бросания игральных

костей и т.д.). Такие элементы случайности возводятся в ранг

формообразующих факторов.

Современный композитор А. Веберн воплотил в своем творчестве

идеи пуантилизма — изложение музыкальной мысли не в виде

темы или мелодии, а с помощью отрывистых звуков и пауз, а также

шумовых эффектов.

Особое значение для современной музыки имеют новые возможности,

появившиеся вследствие научно-технического прогресса.

Их воплощением стала электронная музыка, связанная с конструированием

не только мелодии, но и самого звука.

Модернизм

В изобразительном искусстве

Фовизм

Говоря о модернизме, следует отметить, что он начинается

с направления фовизма, который продолжил в культуре

линию романтизма, импрессионизма, постимпрессионизма и стиля

«модерн». Его сторонники — А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен,

А. Марке поставили перед искусством задачу не «копировать», а

«изобретать реальность», «заново создавать мир», следуя своим

внутренним желаниям. Главной целью для них стала выразительность,

поиск чистых средств выражения.

Официальное появление фовизма связывают с первой посмертной

выставкой в 1901 г. в Париже картин Винсента Ван Гога. Яркие

краски его картин дали решающий толчок к образованию нового

течения во французском искусстве. В подражание ему группа

молодых живописцев стала применять чистые, звучные цвета, стильные и размашистые мазки, порывисто брошенные на холст

пятна краски, смелые для своего времени искажения форм. Такие

способы художественного письма и трактовки цвета были для публики

настолько чужды и непривычны, что художников этой группы

стали называть фовистами (от франц. слова «фов» — дикий, хищный).

Фовисты совсем не ставили перед собой цель точно изображать

природу. Они хотели сделать заметными для зрительного восприятия

то, что увидеть нельзя, например, чувства и настроения,

возникающие у художника при созерцании природы.

Цвет стал главным средством духовного самовыражения, способом

проявления симпатии к предметам окружающего мира. Фовисты

стремились к отказу от изображения конкретных образов, сюжетности,

воплощая предельную упрощенность форм. Они не ставили

перед собой задачу воспроизвести многозначную картину бытия,

выявить общезначимые смысловые ориентиры. Их волновала,

прежде всего, передача красочных, выразительных, колоритных

проявлений предметов и явлений окружающей действительности,

магия воздействия цвета на внутренний мир человека.

Признанный лидер фовистов Анри Матисс (1869—1954) определял

свое творчество как «выражение личного духа», он не хотел

«ничего, кроме цвета» и поэтому придавал цвету символический и

аллегорический смысл. Матисс отказывался от образа в пользу знака,

считая, что первый перегружен деталями и подробностями, тогда

как второй позволяет добиться чистого цвета и абсолютной

простоты. Вот почему мир в его картинах сиюминутен, ясен, утонченно

живописен, оптимистичен по своему колориту. человек в

этой красочной реальности — не венец природы и не центр мироздания,

а лишь часть всеобщей живописности («Музыка», «Танец»).

При таком подходе особую значимость приобретает самоценность

эстетической эмоции, которая возникает под воздействием цветовой

гармонии. Все творчество фовистов основывалось не на какойлибо

теоретической концепции, а на интуитивных поисках цветового

совершенства.

Цветовые комбинации начинают безраздельно господствовать в

живописи фовистов, выражая самые тонкие нюансы человеческой

души, неуловимые реалистическими средствами грани бытия, которые

раньше были подвластны только музыке.

Хотя в начале своего появления фовизм был встречен очень холодно,

но спустя несколько лет зрители смогли увидеть в нем положительные

качества, которые он заключал в себе. В частности,

это была своеобразная красота, символизирующая освобождение

человека от власти предметности, открывающая сияние дематериализованной

гармонии, очарование цветовых комбинаций. Цвет приобрел в произведениях фовистов небывалую ранее автономию,

самоценность, и тем самым стал доставлять зрителю радость и художественное

наслаждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: