Экспрессионизм

Среди модернистских направлений в культуре

XX столетия, видимо, самым сложным и противоречивым

является экспрессионизм (франц., выражение). Эти его

особенности были вызваны тем, что художники-экспрессионисты в

своем творчестве стремились выразить драматическую подавленность

человека в мире. Это настроение появилось в духовной культуре

Европы после Первой мировой войны, когда человечество почувствовало

бессилие и усталость. Потеря чувства безопасности,

уверенности в настоящем оборачивалась тревогой за будущее. Поэтому

предметом художественного сознания экспрессионистов была

не окружающая действительность, а фантастические образы, выражающие

полный ужас перед действительностью и будущим, ощущение

собственной неполноценности, безнадежности и беззащитности

в этом мире.

Уже само название этого художественного направления означает,

что оно ставит своей целью выразить душевное состояние художника,

его чувства и настроения. Рождение экспрессионизма

произошло в Германии в начале XX в., то есть примерно в то же

время, когда во Франции начинался фовизм. Официальное появление

экспрессионизма произошло в 1905 г., когда в Дрездене студентами

архитектурного факультета Высшего технического училища

было образовано творческое объединение «Мост», в состав которого

вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее.

К немецким участникам объединения довольно быстро присоединились

художники-иностранцы, среди которых были и русские

художники.

В России ближе всего к экспрессионизму находилось творчество

М. Ларионова и Н. Гончаровой и других художников объединения

«Бубновый валет». Русский экспрессионизм ориентирован на примитивизм

городского или ярмарочного народного сознания. Ларионов

и Гончарова — основатели небывалого живописного метода —

лучизма, когда изображается не сам предметный мир, а потоки света

и цвета — излучения предметов, теряющих в этих потоках свой

предметный облик. Экспрессионизм решительно порывает с традиционным

искусством, он более открыто устремлен в будущее. Ради

экспрессии, выразительности экспрессионизм смело идет на нарушение

пропорций и деформацию изображаемого предмета.

Немецкий экспрессионизм в отличие от французского фовизма

производит на зрителя угнетающее впечатление. Немецкие экспрессионисты

не стремились к красоте: немецкое искусство и в другие эпохи главное внимание уделяло содержанию, повествовательности

произведений и в меньшей степени внешней красоте. Картина для

экспрессионистов была лишь средством, с помощью которого они

надеялись разрешить общественные противоречия своей эпохи.

Они хотели поразить зрителя, пробудить его чувства, научить и направить

его. Но в то же время они сами попали в заколдованный

круг: их не удовлетворяли существующие порядки, но выхода из

положения они найти не могли. Результатом этого стало состояние

удрученности, разочарования и досады, недовольство всем сущим,

неспособность увидеть в окружающем мире что-то иное, кроме зла

и уродства.

В достижении своих целей экспрессионизм проявляет максимализм

как в выборе выразительных средств, так и в усилении субъективного

начала произведений. Художники-экспрессионисты создавали

внутренне напряженные, взрывчатые формы. Для выражения

всех этих чувств и настроений экспрессионисты использовали

либо кричащие яркие краски, либо наоборот, мрачноватые грязные

тона, беспокойные и небрежные движения кисти, резкие и упрощенные

формы, сознательные их искажения.

После Первой мировой войны в творчестве экспрессионистов

особенно сильны стали мотивы общественной жизни. Сюжетами их

произведений стали сцены войны с ее ужасами, напуганные пережитым

одинокие люди, раненые, калеки, нищие, притоны больших

городов и т.п.

Кубизм

В первом десятилетии XX в. в европейской культуре

сформировалось еще одно течение модернизма — кубизм.

Кубисты исходили из убеждения, что все предметы и явления,

включая человека, могут быть изображены в виде суммы геометрических

фигур. Как и экспрессионисты, они отказались от иллюзорного

пространства, поставив во главу угла своего творчества строгую

построенность предмета, представленного на плоскости с разных

точек зрения. Его представители — П. Пикассо, Ж. Брак,

Ф. Леже, Р. Делоне — исповедывали настоящую страсть к эксперименту,

поиску новых выразительных средств и приемов. Они стремились

к радикальному обновлению художественного языка. Искусство

для них выступало как творчество пластических форм, наделенных

самостоятельным бытием и значением.

Началом кубизма можно считать появление в 1907 г. картины

«Авиньонские девицы» Пабло Пикассо (1881—1973). Свое название кубизм

получил с легкой руки Анри Матисса, который, увидев кубическое

полотно Жоржа Брака (городской пейзаж, где дома были изображены

в форме кубов), воскликнул: «Слишком много кубизма».

Считается, что появление кубизма стало результатом влияния на мировосприятие его основоположников Пикассо и Ж. Брака (1882—

1963) привезенной тогда в Европу африканской скульптуры. При

знакомстве с ней была заимствована идея упрощения предметов до

геометрических фигур шара, цилиндра, призмы, куба. Поэтому их

творчество в насмешку назвали «искусством кубиков». Мир, который

они создавали в своих произведениях, был граненым и угловатым.

Главным принципом приверженцев этого направления было

убеждение, что художник не должен следовать видимой реальности,

он должен творить новую реальность, которая подчиняется

только особым законам искусства. Они как бы расчленяли реальные

предметы на части в соответствии с их внутренним строением

и затем укладывали эти части в другом порядке. Они пробовали

изображать один и тот же предмет с разных сторон одновременно.

Например, человек на портрете одновременно мог быть представлен

и анфас, и в профиль. П. Пикассо заявлял, что рисует не то,

что видит, а то, что знает. Своим творчеством он обращался к интеллекту

человека, рассматривая свои картины как «отрицание

чувств».

Художественная практика кубизма оказалась интересной и разнообразной.

В ней, прежде всего, необходимо отметить стремление

создать новое понимание красоты. По теории кубизма картина —

это самостоятельный организм и она воздействует на зрителя не

образом, а формальными средствами, своим ритмом. Поэтому красота

картины не имеет ничего общего с красотой реального мира,

она строится только на пластическом чувстве. Красота не должна

быть совершенным идеалом, к которому можно вечно стремиться,

так никогда его не достигнув. Новая красота, провозглашенная кубистами,

должна быть лишена гармонии и ясности. Она является

результатом связи несоединимого, высокого и низкого.

Другой особенностью кубизма стал поиск новых выразительных

средств. Жорж Брак впервые вводит в живопись текст, напечатанный

на бумаге (этикетки, куски обоев, тканей, вырезки из газет). В

картинах появляются цифры, отдельные слова, «плавающие» в пространстве.

Вслед за этим кубисты начинают вводить в произведения

различные инородные материалы. Начинают применяться железо,

стекло, песок, уголь, опилки. Так картина превращалась в некий

материальный объект. А такого рода произведения получили название

коллажей (от французского слова «коллаж», означающего «наклеивание

»).

Кубисты всегда подчеркивали свою аполитичность. После

Первой мировой войны многие кубисты ушли в декоративное искусство.

Поэтому в общественном смысле кубизм оказался бесплодным.

В итоге он стал чисто живописным пластическим экспериментом, который дал своеобразный толчок для развития модернизма,

а его отдельные приемы использовались художниками

вплоть до 60-х годов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: