литература
Акцент на создание новых форм отражения реальности,
основывающихся на субъективности
модернистского миропонимания, зачастую создавал
ситуации, когда внутри какого-либо вида искусства представители
различных направлений придерживались разных взглядов и
оценок по поводу одного и того же явления. Дробление на множество
школ и развитие творческого плюрализма происходило в модернизме
и на более высоких уровнях. В частности, сложился плюрализм
художественных картин мира, претендующих на истинность.
В подобных случаях вступает в силу принцип релятивизма, согласно
которому та или иная теория признается истинной лишь в определенной
системе данных или координат. В культуре модернизма
широкий спектр новых форм привел к появлению таких несхожих
направлений, как немецкий экспрессионизм, русский авангард,
французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм,
представленных как в живописи, так и в литературе.
Одним из первых направлений модернизма в литературе стал
символизм, стремившийся возродить миф, выстроить свой новый
язык на основе архаичных образов. Поэтому символисты в своем
творчестве обращались к классической мифологии, национальным
фольклорным персонажам, а также к различным эзотерическим учениям. Крупнейшими представителями символизма были —
П. Валери, Т. Элиот, У. Йетс. Но наибольшего успеха символизм
добился в России, в творчестве Вяч. Иванова, А. Белого.
Были и другие направления в модернизме, вставшие на путь
полного разрыва с поэтической традицией. Так появился дадаизм (от
упрощенного детского «да-да»), утвердивший алогизм как основу
творческого процесса, считавший слово полностью самостоятельным
и отказывавшийся считать искусство формой отражения действительности.
Имажинизм требовал передачи непосредственных эпических
впечатлений и образов. Футуризм, напротив, объявлял чувства —
слабостями, а критериями прекрасного — энергию, скорость, силу.
Экспрессионизм видел мир в столкновении контрастов, в нервной
дисгармонии. При всем своем несходстве все эти направления роднит
культ новаторства, отрицание логики, сведение до минимума
роли суждения и выдвижение на первый план дологических связей.
Эти направления дали миру крупнейших поэтов — Г. Аполлинера,
В. Маяковского, П. Элюара, Л. Арагона, Ф. Гарсию Лорку и др.
Нашел свое отражение модернизм и в литературной прозе. У истоков
новой прозы стоит творчество известного австрийского писателя
Ф. Кафки (1883—1924). Его книги похожи на странные сны,
человек в них, подчиняясь какой-то внешней жуткой силе, вынужден
играть по чужим правилам, понять которые невозможно, но и
проснуться — не получается. Его произведения «Процесс», «Замок»,
«Америка» и другие погружают человека в неведомую логику игры и
заставляют играть по чужим правилам, понять которые невозможно.
Правила этой игры сложны, отличаются глубиной и полны
смысла. Они осуществляются по прихоти неведомой силы и поэтому
недоступны для понимания. Люди безнадежно запутались в самих
себе и готовы повиноваться этим правилам, но они не видят их
создателей и непонимают, кому они должны подчиняться. Отсюда
непонимание и страх образуют этот мир.
Несколько иначе выглядит мир, представленный в книгах экзистенциалистов.
Философы этого направления воплощали свои идеи
о сущности человека и его месте в мире в основном в форме художественных
произведений — романов, повестей, драм. Таково
творчество Ж.-П. Сартра (1905—1980), А. Камю (1913—1960).
В произведениях Сартра «Бытие и ничто», «Смерть в душе»,
«Дьявол и господь бог» одно из центральных мест занимает проблема
отчуждения человека от бытия, мира и самого себя. Основной причиной
отчуждения, по его мнению, является сознание человека,
которое приводит человека к выводу об абсурдности собственного
бытия. Как единственный способ избавится от отчуждения путем растворения себя в бытии, Сартр называет бытие-для-других. Преодоление
отчуждения и возможноть разлится в бытии связаны с
данной человеку свободой.
Еще одним направлением модернизма в литературе является
школа «потока сознания», пытающаяся удержать настоящее, момент
бытия в слове, отразить в нем поток Жизни. К этому направлению
принадлежат М. Пруст, Г. Стайн, В. Вульф, а Дж. Джойс с его знаменитым
романом «Улисс» стал вершиной не только школы «потока
сознания», но, по оценкам многих критиков, и всей модернистской
литературы. Поток сознания с его задачей перехватить мысль на полдороге,
склонностью к зыбким впечатлениям стал постепенно не
только литературным приемом, но и особой техникой письма, поглощающей
писателя целиком. После выхода «Улисса» (1922) поток
сознания был провозглашен многими модернистами единственно
современным стилистическим методом, получившим широкое распространение
у писателей различных школ и направлений.
Разумеется, литература XX в. не ограничивается только рамками
модернизма. По-прежнему в ней были сильны традиции реалистической
литературы: творчество Т. Манна, Д. Голсуорси, Р. Олдингтона,
Э.М. Ремарка, Э. Хемингуэя, М. Шолохова, А. Солженицына и др.
Самый значительный американский писатель ХХ в. Э. Хемингуэй
(1899—1961) представлял мир людей, как «мясорубку» жизни. В
своих романах «Прощай оружие», «По ком звенит колокол» он изображает
войну не как нечто реальное, а как некую мистическую
силу, которая разрушает мир. Трагичность мироздания, сломанные
человеческие судьбы — все, что осталось в мире после войны. Война
— это страшная борьба двух культур за власть, которая становится
естественным завершением культуры прежних эпох и оставляет
человека наедине самим собой.
По-новому переосмысливали классические традиции Д. Апдайк,
Г. Гессе, Дж. Фаулз. Нельзя не сказать о все растущей популярности
научно-фантастической литературы, давшей таких крупных писателей,
как поляк С. Лем, американцы А. Азимов, Р. Хайнлайн, А. Кларк, россияне
А. и Б. Стругацкие. Не только сказками для взрослых, но и попыткой
возродить романтическую традицию рассмотрения противостояния
Добра и Зла стала литература в жанре «фэнтэзи», основоположником
которой по праву считается Д.Р. Толкиен с его философской
эпопеей «Властелин колец». Лишь по привычке к жанру
фантастики относят творчество Р. Желязны, М. Муркока, У. Ле Гуин
и многих других современных авторов, чьи произведения сегодня
известны во всем мире.
Огромной популярностью пользуется детективная литература,
признанными классиками которой являются А. Кристи, Ж. Сименон,
Д. чейз, Д. Френсис и др.
Театр: