Модернистская

литература

Акцент на создание новых форм отражения реальности,

основывающихся на субъективности

модернистского миропонимания, зачастую создавал

ситуации, когда внутри какого-либо вида искусства представители

различных направлений придерживались разных взглядов и

оценок по поводу одного и того же явления. Дробление на множество

школ и развитие творческого плюрализма происходило в модернизме

и на более высоких уровнях. В частности, сложился плюрализм

художественных картин мира, претендующих на истинность.

В подобных случаях вступает в силу принцип релятивизма, согласно

которому та или иная теория признается истинной лишь в определенной

системе данных или координат. В культуре модернизма

широкий спектр новых форм привел к появлению таких несхожих

направлений, как немецкий экспрессионизм, русский авангард,

французский футуризм, испанский сюрреализм, английский имажинизм,

представленных как в живописи, так и в литературе.

Одним из первых направлений модернизма в литературе стал

символизм, стремившийся возродить миф, выстроить свой новый

язык на основе архаичных образов. Поэтому символисты в своем

творчестве обращались к классической мифологии, национальным

фольклорным персонажам, а также к различным эзотерическим учениям. Крупнейшими представителями символизма были —

П. Валери, Т. Элиот, У. Йетс. Но наибольшего успеха символизм

добился в России, в творчестве Вяч. Иванова, А. Белого.

Были и другие направления в модернизме, вставшие на путь

полного разрыва с поэтической традицией. Так появился дадаизм (от

упрощенного детского «да-да»), утвердивший алогизм как основу

творческого процесса, считавший слово полностью самостоятельным

и отказывавшийся считать искусство формой отражения действительности.

Имажинизм требовал передачи непосредственных эпических

впечатлений и образов. Футуризм, напротив, объявлял чувства —

слабостями, а критериями прекрасного — энергию, скорость, силу.

Экспрессионизм видел мир в столкновении контрастов, в нервной

дисгармонии. При всем своем несходстве все эти направления роднит

культ новаторства, отрицание логики, сведение до минимума

роли суждения и выдвижение на первый план дологических связей.

Эти направления дали миру крупнейших поэтов — Г. Аполлинера,

В. Маяковского, П. Элюара, Л. Арагона, Ф. Гарсию Лорку и др.

Нашел свое отражение модернизм и в литературной прозе. У истоков

новой прозы стоит творчество известного австрийского писателя

Ф. Кафки (1883—1924). Его книги похожи на странные сны,

человек в них, подчиняясь какой-то внешней жуткой силе, вынужден

играть по чужим правилам, понять которые невозможно, но и

проснуться — не получается. Его произведения «Процесс», «Замок»,

«Америка» и другие погружают человека в неведомую логику игры и

заставляют играть по чужим правилам, понять которые невозможно.

Правила этой игры сложны, отличаются глубиной и полны

смысла. Они осуществляются по прихоти неведомой силы и поэтому

недоступны для понимания. Люди безнадежно запутались в самих

себе и готовы повиноваться этим правилам, но они не видят их

создателей и непонимают, кому они должны подчиняться. Отсюда

непонимание и страх образуют этот мир.

Несколько иначе выглядит мир, представленный в книгах экзистенциалистов.

Философы этого направления воплощали свои идеи

о сущности человека и его месте в мире в основном в форме художественных

произведений — романов, повестей, драм. Таково

творчество Ж.-П. Сартра (1905—1980), А. Камю (1913—1960).

В произведениях Сартра «Бытие и ничто», «Смерть в душе»,

«Дьявол и господь бог» одно из центральных мест занимает проблема

отчуждения человека от бытия, мира и самого себя. Основной причиной

отчуждения, по его мнению, является сознание человека,

которое приводит человека к выводу об абсурдности собственного

бытия. Как единственный способ избавится от отчуждения путем растворения себя в бытии, Сартр называет бытие-для-других. Преодоление

отчуждения и возможноть разлится в бытии связаны с

данной человеку свободой.

Еще одним направлением модернизма в литературе является

школа «потока сознания», пытающаяся удержать настоящее, момент

бытия в слове, отразить в нем поток Жизни. К этому направлению

принадлежат М. Пруст, Г. Стайн, В. Вульф, а Дж. Джойс с его знаменитым

романом «Улисс» стал вершиной не только школы «потока

сознания», но, по оценкам многих критиков, и всей модернистской

литературы. Поток сознания с его задачей перехватить мысль на полдороге,

склонностью к зыбким впечатлениям стал постепенно не

только литературным приемом, но и особой техникой письма, поглощающей

писателя целиком. После выхода «Улисса» (1922) поток

сознания был провозглашен многими модернистами единственно

современным стилистическим методом, получившим широкое распространение

у писателей различных школ и направлений.

Разумеется, литература XX в. не ограничивается только рамками

модернизма. По-прежнему в ней были сильны традиции реалистической

литературы: творчество Т. Манна, Д. Голсуорси, Р. Олдингтона,

Э.М. Ремарка, Э. Хемингуэя, М. Шолохова, А. Солженицына и др.

Самый значительный американский писатель ХХ в. Э. Хемингуэй

(1899—1961) представлял мир людей, как «мясорубку» жизни. В

своих романах «Прощай оружие», «По ком звенит колокол» он изображает

войну не как нечто реальное, а как некую мистическую

силу, которая разрушает мир. Трагичность мироздания, сломанные

человеческие судьбы — все, что осталось в мире после войны. Война

— это страшная борьба двух культур за власть, которая становится

естественным завершением культуры прежних эпох и оставляет

человека наедине самим собой.

По-новому переосмысливали классические традиции Д. Апдайк,

Г. Гессе, Дж. Фаулз. Нельзя не сказать о все растущей популярности

научно-фантастической литературы, давшей таких крупных писателей,

как поляк С. Лем, американцы А. Азимов, Р. Хайнлайн, А. Кларк, россияне

А. и Б. Стругацкие. Не только сказками для взрослых, но и попыткой

возродить романтическую традицию рассмотрения противостояния

Добра и Зла стала литература в жанре «фэнтэзи», основоположником

которой по праву считается Д.Р. Толкиен с его философской

эпопеей «Властелин колец». Лишь по привычке к жанру

фантастики относят творчество Р. Желязны, М. Муркока, У. Ле Гуин

и многих других современных авторов, чьи произведения сегодня

известны во всем мире.

Огромной популярностью пользуется детективная литература,

признанными классиками которой являются А. Кристи, Ж. Сименон,

Д. чейз, Д. Френсис и др.

Театр:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: