double arrow

Поиски нового

Так же, как литература, разнообразен и театр XX в.

Наряду с реалистическим театром, продолжавшим

традиции А. чехова и Г. Ибсена, все большее

значение приобретают поиски нового. Так появился трагедийный

театр Г. Крэга (1872—1966), пытающийся раскрыть философию

бытия, наполнить театральное действие сверхсмыслом (это возможно

только в трагедии). Крэг настаивал на тотальном переустройстве

театра. Основываясь на идее сверхчеловека, он предлагал разом заменить

все сценические средства выразительности. И при этом наполнение

театрального действия сверхсмыслом режиссер может

осуществить только через постановку трагедии.

Ему противостоит эпический театр Б. Брехта (1898—1956), истолковывающий

уроки истории, и позволяющий для этого большую

свободу актеру в обращении с образом. Брехт порывает со всякой

традицией, создает систему новых взаимоотношений, основанную

на веселой относительности и нравоучительной безнравственности,

на циничной свободе общения актера с образом.

Широко известен театр социальной маски российского режиссера

В. Мейерхольда (1874—1940), который стремился воспроизвести на

сцене не отношения между людьми определенного времени и определенной

среды, а серию не связанных между собою лиц, социальных

типов, не вступающих между собой в диалог, а монологами

сообщающих о себе зрителям. Мейерхольд изобрел биомеханическую

систему игры, которая исчерпывала мастерство актера чисто

внешними выразительными средствами и основывалась на однотемности

маски, требующей от актера не создания образа, а своеобразного

жонглирования уже созданным образом.

Популярна сегодня идея театра жестокости А. Арто, мечтающего

вернуться в далекое прошлое, когда театр был еще неразрывно

связан с ритуалом, заменить слово знаком, благодаря этому

зритель сможет приобщиться к первоначальным космическим стихиям

жизни. Арто говорит о современной культуре как утерявшей

свежесть впечатлений, искренность восторга, рациональность и

здравый смысл. Поэтому для нее необходимо возрождение дионисейского

искусства, которое отличается «магической» силой воздействия.

Арто считает, что театр должен «яростно» воздействовать

на зрителя, поскольку представляет интерес для зрителя как

ритуальное святилище с занавесом, где он может приобщиться и к

первоначальным стихиям жизненности.

И, конечно, следует назвать театр абсурда Э. Ионеско, С. Беккета,

не пытающийся вообще ничего выразить, издевающийся над связями

человека с обществом, в нем слово превращается из привычного

средства коммуникации в нечто самоценное и самодостаточное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: