double arrow

Абстракционизм


Кульминационным направлением в развитии

модернизма стал абстракционизм, сложившийся

как самостоятельная художественная школа в первом десятилетии

ХХ столетия. Поскольку художники этого течения всячески отрицали

любую изобразительность и отказывались от изображения предметов

мира, то абстракционизм еще называют «беспредметным искусством

»».

Как мы уже говорили, основателем абстракционизма принято

считать русского художника Василия Кандинского, который также

был и первым его теоретиком. В своей работе «О духовном в искусстве

» он изложил теорию абстракционизма, в которой провозгласил

отход от изображения натуры, природы в сторону «трансцендентальных

» сущностей явлений и предметов. Он считал, что новый

абстрактный язык живописи сможет прорваться сквозь внешнее к

внутреннему, сквозь тело — к душе, сквозь материальную оболочку

вещей — к их духовной сущности. Художник, по его мнению, с помощью

кисти или карандаша должен создавать «вибрацию души»,

связывая ее со всеобщим духовным царством. В вихревом, космическом

столпотворении цветовых пятен, линий, геометрических

фигур и абстракций художник создавал образ незнакомого мира,

где все смешивалось со всем, теряя привычную плоть.

Абстрактная живопись не пытается изобразить что-либо реально

существующее — людей, предметы, пейзажи, события, хотя для

создания своих произведений художники используют традиционные

средства живописи: точки, линии, плоскости, цвет. В соединении

этих изобразительных элементов абстракционисты добиваются интересных

художественных эффектов. Однако они не считают свои

картины лишь декоративными украшениями: в большинстве случаев

они пытаются придать сочетаниям пятен, линий, цветов особые

значения, отвечающие чувствам и настроениям художника, передающие

его отношение к миру и философские позиции. При этом

абстракционисты удачно использовали явление, замеченное еще

художниками Возрождения: по-разному проведенные линии и цветовые

сочетания могут вызвать у зрителя соответствующие настроения.

И действительно, мы называем одни цвета теплыми, а другие —

холодными, одни — радостными, другие — мрачными, одни —

нежными, другие — грубыми и т.д.

Среди всех художественных течений XX в. абстракционизм, пожалуй,

был и остается самым сложным и спорным. Само название

«абстракционизм» очень расплывчато, условно и не выражает действительной

сущности этого явления. Поэтому есть несколько разновидностей

абстрактного искусства под разными названиями. Их

появление было обусловлено творчеством самого Кандинского, который

под влиянием символизма стал заниматься проблемой сближения

цвета с музыкой. От раннего увлечения символизмом — его

понимание черного как цвета смерти; белого как — рождения,

красного — как мужества. Горизонтальная линия, по его мнению,

воплощает пассивное начало, вертикальная — активное. Предметный

материальный мир при этом распадается, разлетается, превращается

в осколки, в кусочки. Поэтому язык живописи абстракционизма

— язык гибкий, «открытый», независимый ни от сюжета, ни

от предмета, ни от человеческого образа.

Другой выдающийся художник-абстракционист — Казимир Малевич

в своем творчестве попытался соединить импрессионистский

абстракционизм Кандинского с геометрическим абстракционизмом

и дал этому сочетанию название «супрематизм» (от франц. превосходство,

господство). Стремясь реформировать язык живописи,

Малевич заявил о своем мессианском намерении создать новый

образ мира и сам новый мир. Свой знаменитый «черный квадрат на

белом фоне» он представлял как «планетарный» знак, который вмещал

в себя все потенции будущего. В подобных художественных

претензиях жил дух романтической утопии, в которой образ мира,

сжатый до супрематической фигуры, мог легко стать планетарным

знаком высшей гармонии.

Позднее различные варианты абстракционизма мы встречаем в

культурах разных стран: в США — абстрактный экспрессионизм, во

Франции — ташизм (от слова «таш» — пятно), в Англии — живопись

действия и т.д.

Расцвет абстрактного искусства пришелся на середину ХХ столетия.

Позже в этом направлении стало трудно придумать чтонибудь

новое. Кроме того, у широких масс абстракционизм никогда

не пользовался признанием, он был непонятен большинству зрителей,

и поэтому на смену ему пришли другие направления, которые

стремились к большей доступности для зрителей.


Сейчас читают про: