Профессионально - значимые качества руководителя - индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения.
Качества, которыми должен обладать современный руководитель, можно разделить на пять групп:
1) общечеловеческие качества;
2) психофизиологические качества;
3) деловые качества и организаторские способности;
4) коммуникативные качества;
5) профессиональные знания.
К общечеловеческим качествам руководителя включаются следующие: трудолюбие, принципиальность, честность, обязательность, верность слову, самокритичность, гуманность, тактичность, справедливость, целеустремленность, высокая культура, любовь к своему делу, требовательность к себе и другим и др.
К группе психофизиологических свойств личности относятся: крепкое здоровье, стрессоустойчивость, общий уровень развития, интеллектуальные свойства (наблюдательность, аналитичность мышления, устойчивость и распределенность внимания, оперативность и логичность памяти, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности), индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности).
|
|
К деловым качествам и организаторским способностям, относятся: инициативность, самостоятельность в решении вопросов, само организованность (умение беречь свое и чужое время, пунктуальность и точность), дисциплинированность, исполнительность, умение четко определить цель и поставить задачу, способность менять стиль поведения в зависимости от условий, способность и стремление оперативно принимать решения, способность и стремление объективно анализировать и оценивать результаты, творческий подход к порученному делу, стремление использовать все новое, прогрессивное.
В группу коммуникативных качеств: умение руководителя устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями, умение поддерживать нормальный психологический климат в коллективе, умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.), умение выступать публично.
К профессиональным знаниям, которыми должен владеть современный руководитель: применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов, умение работать с документацией.