Заключение. Для успешного развития малого предпринимательства необходимо наметить определенные краткосрочные и долгосрочные перспективные меры

Для успешного развития малого предпринимательства необходимо наметить определенные краткосрочные и долгосрочные перспективные меры, суть которых заключается в разработке нормативно-правовой и законодательной базы; улучшении координации всех государственных, негосударственных организаций, способствующих развитию малого и среднего бизнеса; формировании эффективной инфраструктуры малого и среднего бизнеса; упрощении порядка получения разрешительных документов; облегчении доступа к финансовым средствам.

Налоговая система и налоговая политика в стране являются «тормозом» развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.

Роль предпринимательства и малого бизнеса в современной экономике огромна. Они стимулируют конкуренцию, обеспечивают диверсификацию экономики на региональном уровне, способствуют инновациям и расширяют экспортные возможности страны. Малые предприятия также имеют потенциальную возможность стать в будущем публичными. Хотя многие из российских компаний, акции которых в настоящее время продаются на бирже, возникли из крупных советских структур или на основе масштабных активов, есть примеры компаний, которые начинали с малого и быстро выросли, завоевав известность и выйдя на фондовый рынок.

Будущее малого бизнеса будет зависеть от действий правительства по ограничению бюрократии и упрощению процедур надзора за малыми предприятиями; от активности в финансировании перспективных малых предприятий со стороны частных инвесторов и гибкости кредитных организаций; от инвестиционного климата, который позволит открыть малый бизнес России для иностранных инвестиций.

Астраханский государственный технический университет
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Поиск путей преодоления препятствий в сфере развития малого предпринимательства неотделим от анализа и обоснования мер государственной экономической и социальной политики государства в создании благоприятной институциональной среды. Серьезной проблемой государственной политики в отношении малого предпринимательства в России является поиск баланса между необходимостью противодействия всевозможным преференциям и льготам в экономике, являющимся главным тормозом его развития, и потребностью в государственном стимулировании малого бизнеса. Слабая российская система законотворчества не позволяет малому бизнесу применять льготы и преференции, широко распространенные в странах с развитой рыночной экономикой, четко определять отраслевые приоритеты его государственной поддержки.
Сфера малого предпринимательства в России развивается при минимальной поддержке со стороны государства, т. к. у российского малого бизнеса практически отсутствуют сколь-нибудь существенные налоговые льготы. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса в виде упрощенной системы налогообложения льготой может считаться лишь условно. Очень небольшое число субъектов малого бизнеса пользуется правом льготной аренды помещений и оборудования. Основное содержание нынешней федеральной политики поддержки малого предпринимательства в России сводится к дальнейшему наращиванию числа инфраструктурных организаций и количества услуг, оказываемых ими субъектам малого бизнеса.
Одной из остро стоящих перед предпринимателями является проблема пристального внимания государства в лице многочисленных контролирующих органов, в числе которых налоговая инспекция, инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, трудовая инспекция, противопожарная служба, лицензионная палата, центр стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологический надзор, экологический, энергетический и иные надзоры, милиция, органы местного самоуправления. Штрафы, накладываемые ими, иногда достигают внушительных и непосильных для предпринимателя размеров и наносят вред существованию самого предпринимательства. Избежать всех нарушений, неукоснительно выполняя положения множества инструкций и правил, в реальной жизни крайне сложно. Выход здесь один - предприниматели должны четко знать свои права и обязанности при осуществлении государственного контроля, иметь представление об органах, которые имеют право их контролировать, а также рамки, в пределах которых должен проверять предпринимателя каждый контролирующий орган.
Проанализировав функционирование организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в различных странах, мы пришли к выводу, что не существует универсальной, единой для всех стран модели инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В некоторых странах такие институты практически полностью работают на принципах бюджетного финансирования. Их услуги всегда льготны или бесплатны. В других странах услуги малым и средним организациям оказываются по обычным рыночным ценам, а льготность для очень ограниченного набора услуг частично компенсируется государством или общественными организациями. Но льготность - обязательна.
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым предприятиям в настоящее время является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей их деятельность. Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами - учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, физическая инфраструктура (подъездные пути, инженерные сети и пр.). Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, чтобы конкурировать и не попадать в неприятные ситуации, руководитель малого предприятия
должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сбытовой сети. Предоставить такую возможность, причем на доступных условиях, призвана инфраструктура поддержки. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют объекты подобной инфраструктуры, очевидно, что без поддержки государства, региональных и местных органов власти комплексная и эффективная работа осуществляться не может, т. к. эта деятельность является малоприбыльной. Именно поэтому одна из задач (первая, пожалуй, все-таки законодательство, стимулирующее развитие предпринимательства) - создание комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
Особенность малого бизнеса состоит в том, что он нуждается в особой, нацеленной на поддержку малых предприятий инфраструктуре (рис.). Таким образом, в нашем понимании, инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, которые регулируют деятельность предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Схема функционирования системы поддержки малого предпринимательства
Однако деятельность администраций и общественных организаций, призванных поддерживать малое предпринимательство, в настоящее время является скорее дискредитирующей саму идею поддержки организаций инфраструктуры малого предпринимательства, т. к. прямую и косвенную поддержку от соответствующих организаций получает очень небольшая доля субъектов малого предпринимательства.
Получив поддержку на развитие собственного бизнеса, часть средств, и притом большую, предприниматели вынуждены направлять на уплату «статусной ренты» чиновникам, ее выдавшим. Это означает, что предпринимательство на этапе создания предприятия сталкивается с большим количеством административных барьеров, одним из неотъемлемых признаков которых и являются различного рода «ренты», т. е. обязательные платежи государству. Чем больше рента, тем, соответственно, более выгодным является «барьер» для чиновников. Как было сказано ранее, масштабы административных барьеров напрямую зависят от величины прибыли, которую они приносят заинтересованным субъектам административного аппарата.
Издержки предприятий на следование процедурам, предписанным бюрократическими правилами ведения бизнеса, могут при этом носить как формальный (официальный), так и неофициальный характер. Это зависит и от количества времени, которое предприниматели тратят на следование формальным установкам. При этом опять же наблюдается значительный перевес в сторону поиска неформальных путей решения, т. к. это даёт возможность значительно сокращать временные затраты на прохождение процедур регистрации, лицензирования, сертификации и других обязательных мероприятий по ведению собственного дела.
Цикл административного барьеростроения - устойчивая система. Однако отдельные административные барьеры со временем могут разрушаться. Разрушение административных барьеров на юридической основе в результате отмены нормативного акта должно быть связано с коллективными действиями группы заинтересованных субъектов, использующих судебную или административную процедуру с целью добиться решения об отмене соответствующего правила. На эффективность подобной деятельности могут повлиять следующие факторы:
1. Степень юридической проработки проекта административного барьера (чем более «юридически чистым» является административный барьер, тем сложнее добиться его отмены).
2. «Высота» барьера (чем больше издержки преодоления, тем меньше шансов на его устранение).
3. Характеристики группы «сопротивления» (размер, однородность, сплочённость).
4. Наличие институционального «предпринимателя» (инициатора деятельности по отмене барьера).
5. Степень сопротивления административного аппарата, которая определяется возможностями получения дохода от применения административного барьера.
Разрушению более подвержены именно массовые административные барьеры. Так, регистрация предприятий фактически перестала являться административным барьером именно благодаря конкурентным предложениям - регистрации фирм «под ключ».
Таким образом, можно определить общий подход к борьбе с административными барьерами: снижение их «инвестиционной привлекательности» за счёт повышения издержек введения административного барьера и снижения выгод от его функционирования (в том числе рассеивание ренты).
Таким образом, можно констатировать, что сложившаяся государственная система поддержки малого предпринимательства в целом адекватна нынешней российской институциональной макросреде. И уже поэтому эта система плохо выполняет функции стимулирования изменений среды к лучшему, содействия малому бизнесу в раскрытии его позитивных возможностей в национальном хозяйстве. Позитивные усилия государства в отношении малого бизнеса все же наличествуют, хотя, в большинстве своем, они лежат вне системы государственной поддержки малого предпринимательства.
Продуманная и прозрачная поддержка малого предпринимательства, выраженная в борьбе с иррациональными административными барьерами, борьбе с коррупцией, противодействует теневой экономике.
Правительством РФ в рамках административной реформы предполагается создание специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции: внедрение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность; создание методических основ оценки коррупциогенности го-
сударственных функций; разработка пакета антикоррупционных нормативных правовых актов; разработка и реализация региональных антикоррупционных программ [1]. Потенциально реализация этих мер способна принести значительный позитивный эффект для формирования институциональной макросреды российского малого предпринимательства, благоприятной для его развития, обеспечить кардинальное уменьшение масштабов теневой экономики и иррациональных административных барьеров.
Одной из остро стоящих проблем, связывающих государство, экономику и малое предпринимательство, является проблема теневого бизнеса. В ходе регулярно проводимых социологических опросов более половины субъектов малого предпринимательства в качестве важнейшей меры выхода из тени требуют снижения налогов. В целом снижение налогов, несомненно, является существенным элементом всей экономической деятельности. Но при интерпретации этой цифры следует понимать, что любые налоги кажутся предпринимателю излишними, особенно в условиях высокой коррупции и невыполнения государством элементарных обязанностей перед населением и малыми предпринимателями.
Чем выше имущественный статус субъекта малого предпринимательства, тем больше его стремление работать в нормальной - «белой» экономике. Имущественный статус непосредственно предопределяет пути полной легализации деятельности малых предприятий. В целом, чем выше степень зрелости, тем ближе малые предприятия к выходу «из тени».
Опросами также подтверждается, что наилучшим способом преодоления нынешних проблем малого предпринимательства является всестороннее стимулирование роста благосостояния россиян и, соответственно, субъектов малого бизнеса, т. к. более крепкие, состоятельные малые предприниматели строят и развивают свой бизнес, отстаивают свои права намного цивилизованнее, нежели их имущественно бедные соратники по предпринимательству. «Имущественный статус» российского малого предпринимательства пока невелик. В настоящее время реально происходит рост благосостояния и широких слоев населения, и имущественного состояния отечественного малого бизнеса. Этот факт внушает оптимизм в оценке перспектив вывода малого предпринимательства из тени и возможности консолидации его усилий по эффективному противодействию административным барьерам.
К рекомендательным мерам по выводу субъектов малого бизнеса из теневой экономики можно отнести [2]:
- создание и ведение реестров малых предприятий;
- придание дееспособности имеющейся системе вневедомственных и общественных органов контроля за деятельностью государственных и частных предприятий и организаций;
- внедрение системы налогообложения, основанного на патентных принципах; тем самым сужаются возможности скрытия доходов и минимизируется роль чиновничества в определении величины налогов;
- верхний уровень налогообложения малого предпринимательства не должен создавать превышения «цены легальности» над «ценой нелегальности».
В целом комплекс мер противодействия теневой экономике может быть обобщен в цельные государственные программы (местные и региональные) содействия выводу некрупных субъектов хозяйствования «из тени». Основная идея таких программ в том, что очень многие предприниматели оказались в теневой экономике в результате неблагоприятного состояния институциональной среды предпринимательской деятельности. Такие программы должны основываться на дифференцированном подходе к малому бизнесу в различных сферах деятельности, в полной мере должны учитывать территориальные особенности теневой экономики. Программы могут строиться либо отдельно, либо в качестве разделов общих программ (федеральных и региональных) государственной поддержки малого предпринимательства. На наш взгляд, региональные даже предпочтительнее, поскольку поддержка легального малого предпринимательства сама призвана всячески снижать «цену легальности» и тем самым содействовать переходу некрупных субъектов хозяйствования из теневой экономики в легальную [3]. Так, в Астраханской области государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в рамках областных целевых программ государственной поддержки малого предпринимательства в Астраханской области. Одной из удачно реализованных программ была программа на 2002-2005 гг., объем финансирования которой составил 3,4 млн руб.
Утверждена отраслевая целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 годы», приоритетными направлениями которой являются устранение таких типичных проблем малого предпринимательство, как административные барьеры на всех этапах ведения бизнеса, недостаток начального капитала и оборотных средств у субъектов малого предпринимательства, низкая доступность кредитных и лизинговых ресурсов и неразвитость механизмов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, неразвитость системы информационного обеспечения малого предпринимательства и т. п.
Как предлагают В. О. Исправников и В. В. Куликов, России нужна комплексная программа интеграции теневой и легальной экономики. Программа должна включать в себя меры разграничения теневого и криминального капитала; сокращения налогового пресса; государственную защиту населения и предпринимателей от криминала; введение «доходных индульгенций»; введение дееспособного общественного контроля [4].
В максимально возможном масштабе защитить малый бизнес от нерациональных административных барьеров должна политика дерегулирования. В качестве «малых дел» дерегулирования для большей легализации малого бизнеса необходимо кардинальное сокращение и ускорение процедур ведения и сдачи бухгалтерской отчетности. Система налоговой отчетности должна быть предельно четкой, логичной, соответствовать международным стандартам.
Очень существенным направлением дерегулирования и дебюрократизации является гласность в деятельности государственных исполнительных органов власти. Гласность противодействует взяточничеству и увеличивает доверие к государству. В дерегулирование входит и передача гражданскому суду полномочий по вынесению ранее чиновничьих решений, а также упразднение ненужных (с точки зрения экономической и социальной целесообразности) функций государственного регулирования и контроля. Тем самым облегчается предпринимательская деятельность, сужаются возможности иррациональных государственных интервенций в экономику. В России эта передача полномочий уже активно ведется, в частности - по ранее отмеченной процедуре отзыва лицензий [5].
В политике дерегулирования очень большое значение имеет процесс децентрализации регулирования и контроля. Малый бизнес по своей природе привязан к локальным рынкам, к локальной территории. Это в полной мере относится и к теневому малому бизнесу. В России, правда, для того чтобы децентрализация приносила позитивные результаты, необходимо еще и вывести большинство региональных властей (и особенно - муниципальные власти) из состояния острой нехватки бюджетных средств. К дерегулированию тесно примыкает саморегулирование предпринимателей как его составная часть. Саморегулирование в принципе позволяет кардинально усиливать общественный контроль за деятельностью органов власти и стимулировать процессы вывода малого предпринимательства из теневой экономики.
Необходимо принятие российского закона о лоббировании, предназначенного для направления этого противоречивого явления со всей его спецификой, включая мощную теневую составляющую, в цивилизованные легальные формы. Возможность общественных объединений предпринимателей сферы малого бизнеса опереться на действующее законодательство о лоббизме, несомненно, укрепит их позиции. Необходим федеральный закон об общественных объединениях малого бизнеса. Таким образом, дальнейшие государственные и общественные меры по стимулированию развития, укреплению общественных предпринимательских организаций нуждаются в последовательном формировании всех необходимых предпосылок, включая формирование благоприятного предпринимательского климата, улучшение климата доверия, подготовку необходимых законодательных инициатив как регионального, так и федерального уровня.
Российский малый бизнес еще только созревает для понимания места и роли «своих» организаций как лоббирования выгодных для себя управленческих решений перед местными администрациями. Это предопределено тем, что пока большинство российских малых предприятий сталкивается с проблемами и трудностями (и, следовательно, методами их решения), характерными для стадии выживания и адаптации бизнеса, а не стадии его динамичного развития (табл.).
Основные факторы, противостоящие повышению роли общественных объединений субъектов малого бизнеса в экономике России и обусловливающие низкий уровень доверия к этим организациям
1 Масштабная теневая экономика
2 Использование общественных объединений государственной и муниципальной бюрократией в своих целях
3 Низкий уровень прозрачности деятельности руководства и администрации общественных объединений
4 Слабость общественных объединений в защите интересов своих членов
5 Отсутствие закона о лоббизме в Российской Федерации
Рассмотренные выше меры борьбы с теневой экономикой и административными барьерами составляют базу авторской концепции рационального встраивания политики поддержки малого предпринимательства в основные направления государственной институциональной политики России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Теневая экономика, административные барьеры, малый бизнес / В. А. Байдуков, Г. А. Ковалева и др. -
Екатеринбург, 2004.
2. Блинов А. О. Государство и предпринимательство. Теория среднего класса. - М.: Палеотип, 2003. - 520 с.
3. Виленский А. В. Выйти из «тени» - возможно ли? // Первая гильдия России. - 2001. - С. 13-16.
4. Исправников В. О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. - М.: РЭЖ; фонд «За экономическую грамотность», 1997. - 192 с.
5. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы экономики. - 2002. -№ 7. - С. 18-21.
Статья поступила в редакцию 1.12.2006
THE MAIN PROBLEMS OF SMALL-SCALE BUSINESS AND THE METHODS OF THEIR SOLUTION
A. О. Blinov, Е. N. Vakhromov, Т. V. Ryabova

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-razvitiya-malogo-predprinimatelstva-i-sposoby-ih-preodoleniya#ixzz32cqo9EcR


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: