Двадцатый век не был просто эпохой мирного расцвета науки и техники, взрывного роста человеческих потребностей и средств их удовлетворения. Это был также век страшных мировых войн, во время которых уничтожены десятки миллионов людей и чудовищных диктаторских режимов, также уничтоживших многие миллионы. Уже после Первой мировой войны стало ясно, что реальность опровергла старое гегелевское представление об осмысленности и разумности всемирной истории. Человек может действовать неразумно, разрушая свой собственный мир, история цивилизации исполнена трагичности и абсурдности. Как чувствует себя человек в этом несправедливом, абсурдном и трагичном мире?
Проблему ощущения, переживания человеком своего существования в XIX в. поставил великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). В его книгах маленький человек задавлен окружающим бездушным миром и тяжело переживает эту подавленность. В XX в. идеи Достоевского были положены в основу крупного философского и литературного направления — экзистенциализма. Главная проблема философии для экзистенциалистов - экзистенция, то есть ощущение и переживание человеком своего бытия в мире. Это переживание выражается в ряде экзистенциальных состояний - таких как страх, забота, досада, ужас, решимость, совесть, вина, тоска, скука. Человеческий разум стремится противостоять абсурдности и трагичности бытия, придать ему смысл. «Я говорил, что мир абсурден, но я слишком поспешил, — писал классик французского экзистенциализма Альбер Камю (1913-1960). — Сам по себе этот мир неразумен — вот все, что можно сказать о нем. Абсурдно же столкновение этой иррациональности с отчаянной жаждой ясности, зов которой раздается в глубинах человеческой души. Абсурд зависит от человека в той же мере, в какой он зависит от мира. В настоящий момент он их единственная связь. Он соединяет их так, как людей может соединять одна только ненависть. И это все, что я могу внятно различить в необъятной вселенной, где протекает приключение моей жизни. <...> Еще никогда, быть может, атака на разум не была столь напористой, как в наше время». С точки зрения экзистенциалистов, мир «безрассудно молчалив», он не содержит ни задания, ни запроса к человеку, ни оправдания его поступков, ни ответа на вопрос о человеческом предназначении. Созданная религией, философией Гегеля и другими культурными традициями иллюзия разумности мира, его справедливости и расположенности к человеку ведет к расплате — к разочарованию в этой разумности, отчаянию и самоубийству.
Придать миру смысл, считают экзистенциалисты, может только сам человек. Никто и ничто не сделает этого за нас. На человеке лежит огромная ответственность — делать выбор, принимать решения, наполнять смыслом жизнь всего общества и свою собственную. Экзистенциалисты утверждают, что смысл человеческого бытия — в бунте против бессмысленности и абсурдности окружающего мира. В этом прослеживаются умонастроения французского движения Сопротивления (период немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны), участниками которого были А. Камю и другой классик экзистенциализма — Жан Поль Сартр (1905-1980). В работе «Бытие и ничто», написанной в 1943 г. в оккупированном Париже, он критикует 3. Фрейда за признание решающей роли подсознания в человеческом поведении. С точки зрения Сартра, человек всегда принимает решения сознательно и несет полную ответственность за свои действия (т. е. за тот смысл, который он вложил в свое существование и в свою деятельность).
Такой подход хорошо понятен с политической и моральной точек зрения — в условиях подпольной борьбы были предельно высоки моральные требования к человеку, касающиеся ответственности за свое поведение и свой выбор. В то же время с научной точки зрения отрицание роли бессознательного и подсознательного начала, многообразных воздействий внешнего мира в формировании человеческого поведения явно неправильно. Так, например (если вернуться к главной теме нашего курса), формирование потребностей происходит под воздействием множества объективных и субъективных факторов. Чем полнее мы учтем эти факторы, тем точнее сможем предсказать развитие той или иной потребности и обусловленного ею поведения потребителей.
Глубокая концепция человека и его положения в современном западном мире была разработана во второй половине XX в. выдающимся психоаналитиком, социологом и философом, создателем гуманистического психоанализа Эрихом Фроммом (1900-1980).
В концепции человека Э. Фромма объединяются подходы марксизма, фрейдизма и экзистенциализма. В работе «Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом» он показывает, что концепции этих мыслителей опираются на европейскую гуманистическую традицию и дополняют друг друга: «Общей почвой, на которой произросла мысль как Маркса, так и Фрейда, является концепция гуманизма и человечности. <...> Гуманистическим идеалом Возрождения является универсальный человек, который рассматривался в качестве высшего продукта естественного развития. <...> Взгляд Фрейда сужался его механистическим материализмом, который объяснял потребности человеческой природы сексуальностью человека. Взгляд Маркса был гораздо более широким благодаря тому, что он видел, как классовое общество уродует человека, и поэтому мог составить представление о неизуродованном человеке и возможностях для его развития в том случае, если общество станет подлинно человечным. Фрейд был либеральным реформатором, Маркс — радикальным революционером. Но сколь бы разными они ни были, их объединяло непреклонное желание освободить человека, непоколебимая вера в то, что средством освобождения является истина, а условием освобождения — способность человека разорвать оковы иллюзий».
Сам Фромм подробно анализирует состояние человеческой личности в современном ему обществе — т. е. в западных странах второй половины XX в. Так, в работе «Иметь или быть?» он проводит мысль, что человек может придерживаться одной из двух альтернативных жизненных ориентации: ориентации на бытие или ориентации на обладание. Тот, кто ориентируется на бытие, стремится быть богатой, развитой личностью, а ориентирующийся на обладание - обладать как можно большим количеством вещей, материальных богатств.
«Выбор между обладанием и бытием противоречит здравому смыслу, — пишет Э: Фромм. — Обладание представляется естественной жизненной функцией: чтобы жить, мы должны обладать различными вещами. Более того, мы должны получать удовольствие от принадлежащих нам вещей. И может ли вообще возникнуть такая альтернатива в обществе, высшая цель которого — иметь, и иметь как можно больше, и в котором о человеке можно сказать так: "Он стоит миллион долларов"? При такой установке, наоборот, складывается впечатление, что суть бытия именно и заключается в обладании и что человек — ничто, если он ничего не имеет. Тем не менее альтернатива "обладание или бытие" была стержнем систем великих Учителей жизни». «Эмпирические антропологические и психоаналитические данные свидетельствуют о том, что обладание и бытие — это два основных способа существования человека и преобладание одного из них определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера». «Под бытием я понимаю такой способ жизни, при котором человек и не имеет ничего, и не желает иметь что-либо, но счастлив тем, что продуктивно использует свои способности и чувствует себя в единении со всем миром. Гете, безмерно влюбленный в жизнь, один из выдающихся борцов против одностороннего и механистического подхода к человеку, выразил свое предпочтение бытию, а не обладанию во многих своих произведениях. 'Фауст" — яркий пример описания конфликта между бытием и обладанием (Мефистофель — олицетворение последнего)». Современное общество ценит, однако, только модус обладания — «современный человек не может понять дух того общества, которое не ориентировано на собственность и алчность». (Будем надеяться, что в данном случае Э. Фромм несколько преувеличивает).
Жизнь по принципу обладания или по принципу бытия формирует у людей разные системы потребностей и ориентирует их на разные модели потребления. Установки на обладание максимальным набором благ порождают особую жизненную стратегию — потребительство. «Потребительство характеризуется установкой, суть которой заключается в стремлении поглотить весь мир. Потребитель — это требующий соски вечный младенец». «Основными объектами современного потребительства в сфере досуга являются машина, телевизор, путешествия и секс, и, хотя принято считать такое времяпрепровождение активным досугом, правильнее было бы называть его пассивным. «В современных развитых промышленных обществах потребление — наиболее важная из форм обладания». «Нынешние потребители могут определять себя по такой формуле: я есть то, чем я обладаю и что я потребляю».
Далее, правда, обнаруживается, что в современном обществе потребности развиваются под воздействием не только модуса обладания, но и модуса бытия. Фромм подробно описывает различие подходов к образованию, власти, общению, любви, религии, познанию, построенных на основе принципа обладания или принципа бытия. Так, потребность в познании, формирующаяся на основе одного из них, сильно отличается от потребности в познании, основанной на другом принципе.
Концепция Эриха Фромма довольно удачно описывает систему противоречий личности современного типа, сформировавшегося в западных странах. При этом акцент делается в первую очередь на психологии человека и влиянии на него социальной среды. Проведенный Фроммом анализ направлений развития личности, системы ценностей западной цивилизации помогает лучше понять все эти аспекты концепции потребностей.
В целом можно сделать вывод, что в XX в. проблема человека и его потребностей была подвергнута настоящему мозговому штурму. Подходы к ней образуют довольно пеструю мозаику — от сохраняющихся религиозных концепций до естественно-научных, экономических, психологических, социологических и философских. Интересно, что при этом представители различных наук, школ и направлений часто приходят к похожим выводам. Такое сходство свидетельствует, по-видимому, о довольно глубоком уровне понимания проблемы человека, достигнутом современной наукой.
3. 2. Представления о человеке в истории науки: что мы можем взять из них сегодня?
Учение о человеке и его потребностях прошло довольно долгий путь развития. Рассматривая итог этого пути, следует выделить несколько наиболее важных идей, сохраняющих свое значение до настоящего времени. Можно сказать, что на эти идеи опираются современная концепция потребностей и применяемые на практике стратегии сервисной деятельности.
1.Человек является микрокосмом — концентрированной копией,
миниатюрным вместилищем всех сил и законов Вселенной. Сущность человека и сущность окружающего мира глубоко взаимосвязаны. Поэтому мир можно изучать двумя способами: либо раскрывать его собственные законы, либо анализировать его связь с человеком, давать ему оценку исходя из человеческих потребностей и интересов. В этом смысле софисты говорили, что «человек есть мера всех
вещей», некий масштаб и эталон, на основании которого оцениваются все явления действительности.
2.Человек — особое, уникальное явление природы, вершина ее
развития. Античные мыслители считали, что человек может быть соперником богов и во многом приближается к ним силой своего разума и воли. Христианство считало его любимым, высшим и самым совершенным творением бога. Великие гуманисты эпохи Возрождения искали в человеке прекрасное божественное начало. В науке XIX-
XX вв. возникла точка зрения, что материальный мир (или «абсолютная идея» Гегеля) порождает человека в процессе своего развития «с железной необходимостью», «в силу самой своей природы» (Энгельс). Поэтому между человеческими потребностями и окружающим человека миром природы должна существовать какая-то глубинная, необходимая связь.
3.В истории цивилизации возникло много вариантов религиозной идеологии и религиозных концепций человека. Некоторые современные мыслители утверждают, что для человечества вообще и для России в частности нет альтернативы религиозному мировоззрению. Так, существует точка зрения, что после отказа от традиционной советской идеологии ее место может занять только православная религия. В действительности это утверждение ошибочно, так как альтернатива религиозному мировоззрению в современном мире, конечно, существует. Это гуманистическая идеология, считающая главной целью общества всестороннее развитие человеческой личности. Свободное развитие человека (и через него — всего общественного организма) включает в себя формирование и развитие человеческих способностей и потребностей в процессе научного исследования и преобразования самого человека и окружающего мира. Гуманистические идеи начали формироваться достаточно давно — мы обнаруживаем их в текстах Ветхого и Нового Заветов, в поучениях Иисуса Христа, а затем, уже в завершенном и систематизированном виде -у мыслителей эпохи Возрождения и французских просветителей. Экономическое обоснование гуманизма впервые дается в работах Карла Маркса. Современная концепция гуманизма содержится, например, в трудах экзистенциалистов и Эриха Фромма. Гуманистическая идеология всегда ориентируется на всестороннее развитие способностей и потребностей — не только на потребление готовых вещей и услуг, но и на материальное и духовное творчество, преобразование мира для развития каждой личности как условия прогрессивного развития всего человеческого сообщества.
4.Человек является материальным социальным существом. Аристотель называл его, «общественным животными Но в то же время люди являются живыми организмами и подчинены всем законам природы. Потребности человека тоже делятся на первичные — биологические и вторичные — социальные. Поэтому в истории науки была поставлена проблема: по каким законам взаимодействуют социальное и биологическое начала в человеке? К этому сложному и дискуссионному вопросу мы вернемся в главе 4.
5.Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда,материального производства. Труд — это уникальный социальный процесс, возникающий вместе с человеком. Удовлетворяя другие потребности, труд сам превратился в важнейшую потребность общества.
6.Еще одна потребность человека, осознанная только в XX в., -
это потребность в освоении космоса. Исчерпание природных ресурсов планеты, по-видимому, приводит к тому, что на каком-то этапе своей эволюции цивилизация вынуждена начать освоение космического пространства. Так, земная цивилизация, недавно начавшая экспансию в космос, в обозримом будущем может превратиться в фактор космической эволюции. Выход в космос уже приводит к формированию нового класса материальных и духовных потребностей — вплоть до такой экзотической, как потребность в развитии космического туризма.
7. В настоящее время стало ясно, что потребности человека постепенно эволюционируют и заметно различаются в разные исторические эпохи. У конкретного человека они формируются в сложном взаимодействии со всей общественной системой. В разные эпохи складываются различные типы потребления. Так, согласно Э. Фромму, в обществе может доминировать или стремление развивать собственные творческие способности личности, или стремление к накоплению материальных ценностей, максимальному увеличению потребления созданных другими людьми благ. Экономическая история потребления будет кратко описана в главе 5, а его психологические аспекты — в главе 6.
3. 3. Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей
Наиболее глубинное мировоззренческое основание теории потребностей и теории сервисной деятельности — общая философская концепция человека и его места в мире. На основе современных наук о природе и обществе положение человека в материальном мире можно достаточно точно описать и на основе этого описания сделать выводы о принципах его отношения с природой и о перспективах развития общества. Поэтому до конкретного анализа человеческих потребностей мы кратко изложим философскую концепцию человека.
Человек является продуктом бесконечного развития материального мира. В известной нам части Вселенной последовательно возникли четыре главные, качественно различные формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Их взаимосвязь можно изобразить графически.
Развитие материи имело ярко выраженную направленность от низшего к высшему, от простого к сложному. Так, физическая форма материи возникла раньше других (в результате Большого взрыва) и является низшей по отношению ко всем остальным. Химическая форма материи — высшая по отношению к физической и низшая по отношению к биологической и социальной (рис. 2).
Социальная
Биологическая
Химическая
Физическая
Рис. 2. Основные формы материи
Социальная форма материи (общество) возникла последней и является высшей по отношению ко всем другим. Между низшими и высшими формами материи существуют сложные отношения, которые можно выразить в нескольких закономерностях (они нам понадобятся для описания взаимосвязи биологического и социального в человеке).
В процессе развития материи действовали две закономерности: высшие формы материи становились все сложнее по содержанию и все меньше по распространенности, т. е. занимали меньше места в пространстве, чем низшие. Главный критерий, позволяющий отличить высшее от низшего, состоит в том, что в высшем сохраняется все основное содержание низшего и в дополнение к нему появляется новое, более сложное содержание. Так, химическое вещество подчинено всем законам физики (например, закону сохранения и превращения энергии). Но оно существует по новым, химическим, законам и занимает во Вселенной намного меньше места, чем физическая форма материи. Живое, в свою очередь, не нарушает законов химии, но собственные законы развития жизни (естественный отбор, борьба за существование, передача наследственной информации) совершенно невозможно свести к законам химии и объяснить только на их основе. Наконец, общество, существуя по своим собственным социальным законам, опять же занимает гораздо меньший объем пространства, чем живая материя. Эта закономерность сужения распространенности высших форм материи по сравнению с низшими позволяет уточнить их соотношение и графически изобразить его в виде конуса (рис. 3).
|
|
|
|
Рис. 3. Соотношение основных форм материи в процессе развития
Развитие материального мира как бы «идет на конус, сужается»: последующие, высшие формы материи меньше распространены в природе, занимают в пространстве меньше места, чем низшие. В результате такого сужения распространенности в конце концов возникает общество — самая сложная и самая малораспространенная в пространстве форма материи. Что происходит потом?
Развитие физической, химической и биологической форм материи происходило за счет усложнения их субстрата. Так, химическое вещество развивалось от простейших молекул, состоящих из нескольких атомов, до сложных органических макромолекул, в которые входит несколько сот тысяч атомов. Живая природа развивалась от бактерий и одноклеточных до приматов. Колоссальное различие между амебой и обезьяной сразу бросается в глаза: в ходе биологической эволюции тело животных изменилось почти до неузнаваемости -как по сложности строения, так и по размерам. В обществе же все происходит по-другому: несмотря на огромные изменения, пережитые человечеством за несколько миллионов лет, строение тела людей изменилось очень мало. В последние тысячелетия крупные скачки в развитии цивилизации почти не отражаются на физической организации человека. В чем же тогда состоит развитие общества и почему оно так сильно отличается от развития других форм материи?
Ответ на этот вопрос дают уже изложенные в главах 2 и 3 концепции формирования человека и общества. Вместе с человеком в материальный мир приходит совершенно новый и уникальный процесс — труд. Главным механизмом развития человека и общества становится не изменение строения организма (как было у животных), а трудовая деятельность.
Труд — не какой-то «местный», локальный социальный процесс. Он имеет глубокие предпосылки, заложенные во всех возникших до
общества формах материи. Если говорить на языке философских понятий, каждая форма материи создает гораздо больше конструктивных возможностей, чем она способна реализовать. Простейший изготовленный человеком предмет (каменный топор, лук со стрелами, стол или стул и т. п.) состоит только из вещества природы, но природа никогда не создает его самостоятельно. Автомобиль или компьютер тоже состоят только из атомов и молекул, т. е. из вещества природы, но было бы смешно ожидать, что они где-то возникнут без вмешательства человека. Освоив трудовую деятельность, человек создал единственный в мире материальный процесс, позволяющий реализовать такие скрытые возможности природы. Если бы она обладала разумом и волей, можно было бы выразиться более образно: природа миллиарды лет ожидала, пока возникнет сила, способная реализовать ее скрытые, «законсервированные» конструктивные возможности. С появлением человека и человеческого труда изменилась вся Вселенная, так как труд является совершенно новым механизмом развития материи. Общество стало развиваться за счет преобразований не человеческого тела, а всех более простых форм материи. При этом возникает тот мир искусственных, очеловеченных предметов, которому мыслители XIX—XX вв. подыскали несколько названий: «вторая природа», «техносфера», «антропосфера», «ноосфера». Учитывая этот механизм развития общества, можно так графически изобразить его связь с другими формами материи (рис. 4).
Социальное
|
Химическое |
Рис. 4. Воздействие социальной формы материи на более простые ее формы
Развитие общества «вперед», «вверх» происходит за счет его обращения «назад», т. е. путем перестройки более простых форм материи, — как известных сейчас, так и тех, которые будут открыты в будущем. Это направление развития выражают в парадоксальном афоризме: «Вверх по лестнице, идущей вниз». Бесконечная сложность, неисчерпаемость природы создает базис для бесконечного развития труда, а вместе с ним — мышления и всего человеческого общества в целом.
Человеческие потребности и труд связаны отношением взаимодействия. Удовлетворяя одни потребности, трудовая деятельность (которая тоже является общественной потребностью) порождает другие, направляется теперь на их удовлетворение и так далее до бесконечности. Неживая природа не имеет никаких потребностей. В ней действуют только объективные законы. Экзистенциалисты правы в том, что природа не дает человеку заданий или целей. Ни она, ни фантастические сверхъестественные силы не могут придать смысл нашему существованию и деятельности. У животных простейшие потребности уже появляются (но не осознаются), так как организм нуждается в поддержании определенных отношений со средой. Только потребности человека удовлетворяются в процессе труда, а поэтому осознаются и находятся в постоянном развитии. Бесконечное развитие способности к труду и человеческих потребностей становится возможным благодаря бесконечности материального мира, на преобразование которого направлен труд. Однако возможность перестройки природы, создания ноосферы может реализовываться по-разному. Удовлетворение человеческих потребностей не детерминировано жестко и однозначно — человек распоряжается им сам, делая выбор, о котором говорят экзистенциалисты. В настоящее время ведущие политические деятели и ученые ищут способы направлять удовлетворение человеческих потребностей в позитивное, а не разрушительное русло, находить баланс интересов различных стран, народов и социальных групп. Свой вклад в решение этой проблемы может внести и сервисная деятельность.
3. 4. Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе
Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле — не как отдельный индивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движения материи), он имеет биологические и социальные потребности.
Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала ответить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке социальное и биологическое начала? Является ли он социальным, биологическим или неким двойственным, социально-биологическим существом? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Мы изложим здесь точку зрения ряда философов и биологов, основанную на диалектической концепции развития, концепции соотношения основных форм (ступеней развития) материи и на исследованиях в области биологии и медицины.
В философии, социологии, психологии и других науках об обществе сложились четыре концепции соотношения социального и биологического в человеке (обществе):
1) человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное
законам природы;
2) человек — чисто социальное существо;
3) человек имеет двойственную социально-биологическую природу, является биосоциальным существом;
4) человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.
Рассмотрим эти концепции подробнее.
1.Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и
Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гегеля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолютной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить
развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил
поддержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особенно ясно видно, что человек имеет не только биологические потребности, а те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются и удовлетворяются в особых, социально обусловленных формах.
2.Определение человека как чисто социального существа никогда не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быть
результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и социальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию высказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологического аспекта природы человека и общества.
3. Представление о человеке как биосоциальном, или социально-биологическом существе широко распространено в российской науке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек понимается как единство биологического, психического и социального. «Человек, — пишет автор одного из лучших учебников философии, — представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного». Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологические, и социальные законы. (Что касается психического компонента, то его выделение в качестве третьей детерминанты человека выглядит как странное нарушение законов логики: психика, сознание являются социальными явлениями, следовательно, социальная составляющая человека и так уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формировании и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учитывать и социальные факторы, и чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагрузки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультативных и образовательных услуг необходим учет биологических механизмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информации, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие информации у детей и у взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что многие из этих потребностей — насущные), поведение человека определяется не только чисто социальными факторами.