Современные теории мотивации 7 страница

Образование — это процесс усвоения систематизированных зна­ний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопреде­ленном наборе знаний, а в качественной системе образования и в на­дежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитим­ности: лицензирование образовательных услуг является подтвержде­нием их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.

Воспитание — это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функ­ций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социа­лизации и является потребностью, поскольку без целенаправленно­го воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным чле­ном общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется вместе с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смыс­ле слова) еще невозможно.

Потребность в смысле жизни — это, по-видимому, наиболее слож­ная духовная потребность. Она выражается в формировании миро­воззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концеп­ций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные об­щественные структуры, движения и организации с глубокой древно­сти стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жиз­ни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребно­стей используется широкий набор приемов — дозированная информация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересо­ванность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, ко­торые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формиро­вание всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.

В настоящее время широко распространено наивное отношение к духовным потребностям как к чему-то «очень хорошему». Так, уже отмечалось, что церковь обычно трактует духовные потребности как чисто религиозные и поэтому очень ценные. Отсутствие религиоз­ных потребностей называют при этом «бездуховностью» (вместо «не­религиозности») — хотя в действительности общество выработало много очень ценных нерелигиозных духовных потребностей, напри­мер, потребность в научном и художественном творчестве. Столь же ошибочным нам представляется и утверждение: «Можно иметь, на­пример, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, но вряд ли это связано с духовными потребностями...». Стремление смот­реть порнофильмы — это, конечно, духовная потребность. Не вда­ваясь в рассуждения о том, хорошо это делать или плохо, отметим другое: существуют не только «хорошие», но и негативные, деструк­тивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потреб­ности. В СССР к ним было принято относить, например, потребно­сти религиозного характера. В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные, чем разглядывание порнографических картинок: это пропаганда всевозможных экстре­мистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций. Задача общества противостоять формированию такого рода потребностей, в том чис­ле и методами сервисной деятельности (информационный, обра­зовательный, анимационный сервис, средства массовой информа­ции и т. п.).

В реальной жизни материальные и духовные потребности, а так­же приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и пере­плетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок. Для удовлетворения любых духовных потребностей используются мате­риальные предметы — например книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудо­вание. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им матери­альных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем са­мым возможности для развития и удовлетворения духовных потреб­ностей.

Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетво­рение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. В сервисной деятельности эта ком­плексность служит дополнительным фактором, повышающим при­влекательность предлагаемого набора услуг.

4.3. Индивидуальные и общественные потребности

Общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические осо­бенности — состояние здоровья, особенности физиологических про­цессов в организме, различия в строении и функционировании нерв­ной системы, которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатков формируются способности, которые че­ловек реализует в своей жизни. На формирование потребностей лич­ности влияют как ее природные индивидуальные черты, так и воз­действие социальной среды.

В разные эпохи общество имело потребность в использовании различных природных задатков и способностей людей. Так, в усло­виях кастового строя способности, не связанные с предписанным данной касте родом занятий, казались ненужными. Например, чело­век, родившийся в касте купцов, имел право заниматься только тор­говлей, в касте стиральщиков белья — только стиркой и т. п.

Одна из главных тенденций развития отношений между челове­ком и обществом — индивидуализация личности. Развитие экономи­ки, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию ин­дивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвязанного с ним индивидуального стиля потребления (см.: гл. 5, § 2). Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношении индивидуальных и общественных потребностей.

В человеческих сообществах всегда существовали различия меж­ду потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Как уже отмечалось, для регуляции отношений между обществом и ин­дивидом были выработаны особые механизмы — это в первую оче­редь мораль и право (см.: гл. 2, § 1). Однако теперь необходимо уточ­нить характер этих отношений: каковы конкретные различия между индивидуальными и общественными потребностями и что их объе­диняет?

Механизм взаимосвязи индивидуальных и общественных потреб­ностей отражают следующие закономерности.

1.В простейшем случае общественные потребности представляют
собой просто сумму потребностей индивидуальных. Их легко оценить
количественно путем простого сложения. Так, если одной семье тре­буется одна квартира, то для расселения тысячи семей потребуется
тысяча квартир. Если, например, окажется, что один человек пользу­ется услугами парикмахерской в среднем раз в два месяца, то лег­
ко подсчитать, сколько человек будет приходить в парикмахерские
города с миллионным населением. На этой простой зависимости ос­новываются градостроительные нормативы, позволяющие оценить
потребность" отдельного города в магазинах, больницах, школах, пред­
приятиях бытового обслуживания и т. п.

2.В более сложных случаях общественные потребности выходят
за пределы индивидуальных и не сводятся к их сумме. Эту законо­мерность понимали создатели договорной теории государства (см.:гл. 2, § 6). Томас Гоббс считал, что государство необходимо гражда­нам, так как удовлетворяет потребности, существующие у всего народа в целом — в управлении обществом, обороне, поддержании
общественного порядка и т. п. Ряд услуг вообще носит чисто общест­венный характер и не может быть индивидуализирован, направлен
только на одного отдельного человека. Это деятельность средств мас­совой информации, общественных организаций, системы образова­ния и здравоохранения, общественного транспорта, армии и органов правопорядка. Все они удовлетворяют общественные потребности. Таким образом, общество в целом, группы и объединения людей
приобретают потребности особого рода, которые невозможно до кон­ца, без остатка разложить на индивидуальные потребности. В то же время, удовлетворяя общественные потребности, мы удовлетворяем и индивидуальные потребности людей, входящих в данную социаль­ную общность. Не существует какого-то «человека вообще», явля­ющегося монопольным носителем общественных потребностей.

Различие между общественными и индивидуальными потребно­стями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше и сложнее осознают свои потреб­ности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осо­знается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и пред­принимают усилия по ее широкому осознанию и удовлетворению. В наше время находятся в состоянии постепенного осознания по­требности в решении экологических проблем цивилизации или в ос­воении космоса, в России — ряд острых социальных проблем (необ­ходимость в заботе общества о бездомных детях, регуляции миграци­онных процессов и т. д.).

Нам представляется, что одни и те же потребности могут иметь разное значение для общества в целом, различных групп людей и для отдельного индивида. Так, потребность в деторождении и воспита­нии детей является насущной для общества в целом — понятно, что без ее удовлетворения оно перестанет существовать. В то же время для отдельного человека эта потребность не считается насущной -даже полный отказ от- семейных и сексуальных отношений вполне совместим с жизнью и является обязательным требованием для мо­нахов различных церковных конфессий. Потребность в труде — тоже насущная для общества, но всегда существовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности в ней, вероят­но, не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности для общества и для индивида связаны, в частности, с тем, что отдельные индивиды выполняют в социальной системе не­одинаковые функции.

3. Наконец, общественные потребности рассматривают как потреб­ности большинства индивидов. В этом смысле потребности людей, не входящих в данное большинство, являются антиобщественными. Так, можно сказать, что система ценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ей потребностей является обще­ственной. Для противодействия людям, препятствующим их удовле­творению (совершающим, как говорят, «антиобщественные» поступ­ки), возникли механизмы морального и правового принуждения.

Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и обще­ственных потребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так, антидемократические режимы, низко ценящие человеческую личность, обычно пренебрегают и заботой об ее индивиду­альных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяются по­требности лишь элитных групп населения. В более демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, спе­циализирующиеся на сервисном обслуживании широких слоев насе­ления, так как содействие более полному удовлетворению потребно­стей основной массы граждан является важным приоритетом государ­ственной политики.

4.4. Рутинные и творческие потребности

Помимо деления на биологические и социальные, материальные и духовные, индивидуальные и общественные, человеческие потреб­ности могут быть разделены на рутинные и творческие. Рутинные потребности состоят в потреблении, использовании уже произведен­ных предметов и услуг, причем давно устоявшимися методами, а твор­ческие — это потребности в создании новых материальных и духов­ных ценностей или в самостоятельном осмыслении и переработке уже познанного или созданного.

Эта группа потребностей не имеет общепризнанного названия. Так, с точки зрения философии их можно назвать потребностями в функционировании и в развитии, или потребительскими и креатив­ными. А. Маслоу делит потребности на дефицитарные (к ним отно­сятся простейшие, насущные) и бытийные (потребности в творческом развитии личности). Выделенные Э. Фроммом два модуса бытия -«иметь» и «быть» (см.: гл. 3, § 1) тоже выражают аналогичное разли­чие в системе потребностей. Модус обладания ориентирует на потре­бительство и удовлетворение только рутинных потребностей, модус бытия — на удовлетворение сложных творческих потребностей, свя­занных не с простым поддержанием физического существования и развлечениями, а с совершенствованием личности и общества в це­лом, с раскрытием творческих способностей людей.

В любом обществе существуют и удовлетворяются как рутинные, так и творческие потребности. Между ними устанавливается некий баланс. Если необходимость удовлетворения рутинных потребностей очевидна для всех (многие из них — насущные), то удовлетворение творческих потребностей до сих пор не стало общественной нормой и наталкивается на всевозможные трудности и специально установ­ленные барьеры. Описание фрустрации творческих потребностей можно найти в произведениях почти всех крупных писателей — например, когда их герои занимаются неинтересной, скучной работой, живут в окружении людей, которые их не понимают и не ценят и т. п.

Широко распространено мнение, что существуют пределы разви­тия и удовлетворения материальных потребностей, так как все они якобы являются рутинными. Духовные потребности рассматривают­ся как творческие и поэтому не имеющие пределов. В самом деле, еще К. Маркс отмечал: «Определенные предметы могут быть потреб­лены и являются предметом потребности лишь до известной степе­ни; например, потребляется лишь определенное количество хлеба и т. д. Поэтому продукт в качестве потребительной стоимости имеет в себе самом некий предел, — а именно, предел существующей потреб­ности в нем...». Однако здесь идет речь только о сфере потребления и о базовых, рутинных потребностях. Человек же обладает потребно­стью в материальной творческой деятельности по преобразованию природы и общества. Вопреки мнению Гегеля, творчество не являет­ся прерогативой духа, сферой чисто духовной деятельности. Как уже отмечалось, вся ноосфера, или вторая природа, преобразуется не ду­ховной, а материальной деятельностью человека. Его потребности в материальной, созидательной, творческой деятельности не имеют границ. Неограниченные в своем развитии духовные потребности могут существовать именно на основе неограниченных материаль­ных потребностей общества в преобразовании мира. Поэтому зада­чей сервисной деятельности оказывается обслуживание не только рутинных потребностей в использовании уже существующих мате­риальных благ, но и творческих потребностей в их создании. Этим занимается, например, научный, образовательный, туристический и информационный сервис, а также некоторые виды сервиса, связан­ные с обслуживанием машин и оборудования.

Взаимодействие рутинных и творческих потребностей имеет свои закономерности. Так, удовлетворение рутинных потребностей созда­ет необходимые, хотя и недостаточные условия для развития творче­ских. В истории цивилизации, по-видимому, происходит медленное повышение роли творческих потребностей. Так, классик теории ме­неджмента Питер Друкер обращает внимание на то, что в условиях современной экономики повышение производительности работни­ков умственного труда требует максимально творческого подхода к их деятельности. «Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда должны сами собой управлять (они, так сказать, сами себе менеджеры). Им необходима независимость... Непрерывная инновационная дея­тельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного тру­да; он должен отвечать за внедрение нововведений... Работнику ум­ственного труда надо, с одной стороны, постоянно учиться, а с дру­гой — постоянно учить... Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали этот вари­ант всем прочим возможностям».

Практика современного менеджмента, обобщенная в этих рекомендациях, убедительно показывает: сама экономическая реальность постиндустриального общества делает востребованными творческие способности человека. Предпринимателю выгодно привлекать ра­ботников умственного труда с ярко выраженным творческим подхо­дом к работе. Все сформулированные П. Друкером рекомендации в полной мере относятся и к предприятиям службы сервиса. Она, как известно, входит в постиндустриальный сектор экономики. Однако повышение творческой составляющей в деятельности людей имеет и другие, более глубокие последствия для сервисной деятельности. Творческие работники предъявляют специфические требования к сфере услуг, связанные, например, с повышенной потребностью в знаниях и информации, со стремлением освободиться от рутинной работы в сфере быта, интереснее и содержательнее организовывать свой отдых и досуг. Изменения характера труда настолько глубоко изменяют личность, что за ними неизбежно следуют изменения по­требностей в сфере быта и услуг.

4.5. Потребности и способности

Обсуждая потребности, мы часто упоминали о другом проявлении человеческой личности — способностях. Рассмотрим их связь под­робнее.

Потребности и способности человека образуют глубоко взаимо­связанное единство. Способности — это индивидуальные особенно­сти личности, которые являются условием успешного осуществле­ния какого-либо вида деятельности. Потребность же — это более или менее осознанная необходимость в определенных условиях сущест­вования, отсутствующих в настоящий момент. Умение создавать такие необходимые человеку условия, удовлетворять потребности - это и есть способности. Таким образом, потребности и способности существуют, взаимно обуславливая друг друга: потребности создают запрос на проявление и развитие способностей, а способности дают возможность удовлетворять потребности и стимулируют формиро­вание новых.

Развитие человеческих способностей само по себе является од­ной из глубинных, сущностных потребностей цивилизации. Строго говоря, становление личности начинается даже не со способностей, а с задатков. Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, лежащие в основе развития способностей. «Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков — писал выдающийся советский пси­холог С. Л. Рубинштейн (1889-1960). «Между задатками и способ­ностями очень большая дистанция; между одними и другими — весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развивать­ся в различных направлениях. Задатки — лишь предпосылки разви­тия способностей»2. Способности формируются на базе биологиче­ских задатков в процессе социального развития человека — воспита­ния и образования, формирования личности. «С расширением сфер трудовой деятельности и появлением все новых видов ее у человека формировались и новые способности. Человеческие способности и их структура зависят от исторически изменяющихся форм разделе­ния труда».

Развитие способностей человека, начинающееся практически с рож­дения, — одна из наиболее важных задач общества, в решении ко­торой сервисная деятельность занимает ключевое место. Медицина, спорт, туризм, наука и образование всей своей деятельностью фор­мируют человеческую личность, совершенствуют условия для ее раз­вития. Педагоги и психологи столетиями изучают способности чело­века. Тем не менее, в его задатках и способностях до сих пор скрыты огромные неиспользованные резервы. В обозримом будущем скорее всего будут делаться попытки их задействовать и использовать для удовлетворения общественных, групповых и индивидуальных по­требностей.

Как показывают эксперименты, своевременное развитие способ­ностей у детей позволяет достичь очень интересных результатов.

Так, в реализованных московскими педагогами Н. С. Гончаровым и Е. Н. Свечниковой программах по формированию музыкальных спо­собностей v детей в возрасте от 1,5 лет было обнаружено, что у всех обучаемых эти способности могут быть развиты на уровне студентов консерватории . Между тем в экспериментальные группы дети наби­рались без всяких ограничений и без проверки их способностей, то­гда как любой студент консерватории за свою жизнь успел пройти много ступеней отбора, на каждой из которых строго отбирали толь­ко «одаренных» музыкантов. По-видимому, общество пока еще не умеет и не хочет развивать человеческие способности именно в том возрасте, в котором это можно сделать наиболее эффективно. Вы­дающийся генетик, академик Н. П. Дубинин писал в этой связи: «...Все нормально рожденные люди исходно высокоталантливы. В течение первых лет жизни они достигают огромных результатов. Через обще­ние с людьми они становятся обладателями сознания как совокуп­ности психических процессов, выделяющих человека из окружающе­го мира. Затем наступает эпоха мышления в виде активного процесса отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. д.». «По каким-то непонятным для нас причинам общественно-практи­ческая деятельность детей, формируя у них социальную сущность, при переходе к более поздним возрастам не создает условий для раз­вития их способностей во всех случаях»3. По-видимому, большая часть человеческих способностей остается не реализованной и затухает в детстве. Н. П. Дубинин подчеркивает, что способности — явление со­циальное, а не биологическое: «Талант, гениальность, способности -не дар природы, не врожденные, а приобретенные свойства людей. Поскольку никакой талант невозможен без обучения и труда, чело­век в редчайших случаях может стать многосторонне талантливым, как, например, М. В. Ломоносов и Леонардо да Винчи», Высокий уровень развития способностей изменяет и мир потребностей лично­сти. Как известно, у Ломоносова и Леонардо да Винчи преобладали потребности в научной, технической и художественной деятельно­сти (как духовной, так и материальной). В то же время это не меша­ло им со вкусом обустраивать свой быт и пользоваться разнообраз­ными жизненными благами.

Человек, склонный благодаря своим задаткам к тому или иному виду деятельности, обычно испытывает непреодолимое стремление, тягу к этой деятельности. Таков внешний признак формирующихся способностей.

В современной сфере услуг потребность в развитии способностей проявляется, например, через заинтересованность широкого слоя ро­дителей школьников в высококачественном образовательном серви­се. Долговременное стабильное снижение уровня обучения в сред­ней школе породило потребность в элитных гимназиях и лицеях, образование в которых может стоить очень дорого, но считается бо­лее престижным и качественным, чем в большинстве школ.

Способности, как и потребности, подразделяются на материаль­ные и духовные, т. е. способности к материальной и духовной дея­тельности.

Материальные способности всегда имеют в своем составе духов­ный компонент, духовное обеспечение: материальная деятельность невозможна без знаний, умения осмысливать ситуацию и принимать решения. Основной, материальный компонент материальных способ­ностей — это системы двигательных реакций и затраты нервной энер­гии (биологический уровень) и совокупность осуществляемых на ос­нове этих затрат материальных практических действий (социальный уровень).

Развитие способностей к материальной практической деятельно­сти наиболее удачно объясняет теория функциональных органов, разработанная известным советским психологом Алексеем Николае­вичем Леонтьевым. Любое движение человека — результат сложного взаимодействия (1) коры головного мозга, в которой непосредствен­но локализовано сознание, (2) проводящих нервных путей, передаю­щих систему команд, (3) скелетных мышц, приводящих в движение человеческое тело, и (4) органов чувств (рецепторов), контролиру­ющих результаты деятельности и обеспечивающих обратную связь с корой больших, полушарий. Когда человек первый раз в жизни пыта­ется выполнить какую-либо операцию с предметами — чистить кар­тошку, ездить на велосипеде, бегать на коньках или печатать текст на компьютере — вся эта система не отлажена, работает медленно и не­точно (поэтому с велосипеда падают, кожура срезается слишком тол­сто и т. II.). Если данное действие выполнять многократно, создается устойчивая связь между нервами,.мышцами и органами чувств. Возникает навык, движение становится быстрым и точным, постепенно доходя до автоматизма. Образуется устойчивая, взаимосвязанная система, в рамках которой слаженно работают мозг, нервные пути, мышцы и органы чувств. Эта система внешне незаметна — у искус­ного велосипедиста или компьютерщика не вырастает новых орга­нов в виде каких-то дополнительных рук и ног. Строение тела не из­меняется, но возникает новая связь между органами, позволяющая в совершенстве выполнять какую-либо функцию. Такую систему называют функциональным органом. Функциональная связь такого рода может сохраняться в течение десятилетий и при необходимости быстро приводится в действие. Так, человек, очень долго не садив­шийся на велосипед, сохраняет умение держать равновесие и может быстро восстановить все связанные с ездой навыки. Существование такой функциональной связи (функционального органа) с удивле­нием обнаруживает главный герой кинофильма «Когда деревья бы­ли большими» (в исполнении Ю. Никулина). Взявшись обтачивать напильником деталь, он почувствовал, что «руки помнят», как это делать — помнят с тех давних пор, когда он работал слесарем. Разви­тие способностей к материальной практической деятельности всегда основывается на формировании и совершенствовании функциональ­ных органов.

Духовные способности тоже включают в себя ведущий, духов­ный компонент и подчиненный материальный. Духовная сторона духовных способностей — это психологические процессы анализа и генерализации (т. е. синтеза, обобщения) и система мыслительных операций — логический вывод, счет и т. п. Духовные способности, как известно, многообразны — это способности к занятиям наукой, искусством, политикой, воспитанием, организационной деятельно­стью, менеджментом и огромным количеством других видов челове­ческой активности. Но дух не существует самостоятельно, независимо от материй. Развитие умственных способностей, которые являются духовными, неизбежно сопровождается изменением материальной основы — что приводит к перестройке нейродинамических процес­сов мозга. Интенсивная умственная деятельность стимулирует фор­мирование дополнительного количества функциональных связей и синапсов (нервных клеток). Духовные способности не могут сущест­вовать и развиваться без своего материального компонента.

Материальный компонент духовных способностей — двигатель­ные реакции и работа нервной системы, необходимые для реализа­ции этих способностей. Материальный компонент хорошо заметен, например, в развитии музыкальных способностей. С одной стороны, они, безусловно, относятся к духовным, связаны с художественным мышлением — умением сочинять, интерпретировать и воспроизво­дить музыку. С другой стороны, работа музыканта — это очень слож­ная и высококвалифицированная материальная деятельность. Он должен с величайшим мастерством (которое оттачивается с детства) оперировать материальными объектами — музыкальными инстру­ментами.

Все духовные способности имеют материальные механизмы фор­мирования и развития. Знание этих механизмов позволяет грамотно организовывать сервисную деятельность в области образования, нау­ки, культуры, искусства или туризма.

Взаимодействие способностей и потребностей связано с одним из глубоких противоречий человеческой личности, обострившимся в эпоху товарного производства. Его довольно подробно проанализи­ровал Э. Фромм (см.: гл. 3, § 1). Механизм товарного производства работает таким образом, что производитель товаров и услуг объек­тивно заинтересован в первую очередь в получении максимальной прибыли. Обычно ее легче получить не за счет развития творческих способностей и потребностей, а за счет удовлетворения потребно­стей рутинных, развлекательных, быстро доставляющих потребите­лю примитивные удовольствия. Тем самым механизм сервиса больше удовлетворяет простейшие потребности, чем развивает способности. А это в долгосрочной перспективе ведет к упрощению, примитивиза­ции личности и к застою в развитии не только способностей, но и по­требностей. Механизм взаимного стимулирования потребностей и способностей ослабляется. Такая потребительская ориентация чело­века в эпоху развитого капитализма выразилась даже в несколько странном исторически сложившемся названии этой ступени разви­тия цивилизации — «общество массового потребления». Это назва­ние странно потому, что никакое потребление невозможно без произ­водства и поэтому данный тип общества было бы логичнее назвать «обществом массового производства» или «обществом массового производства и потребления». Однако потребительская ориентация личности на удовлетворение простых рутинных потребностей при­водит к тому, что производство жизненных благ, в котором раскры­ваются способности людей, считается чем-то второстепенным, само собой разумеющимся. Можно сказать словами Эриха Фромма, что в обществе господствует ориентация на обладание и стремление боль­ше иметь. Поскольку эта ориентация обедняет личность и ослабляет всю социальную систему, вырабатываются формы противостояния такой односторонности — посредством государственной регуляции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: