Обьединение предприятий и союз

Под реорганизацией (реструктуризацией) понимается либо разделение ранее единой структуры на ряд самостоятельных организаций, принимающих адекватную, в новых для них условиях функционирования, организационно-правовую форму, сохраняя финансовые (посредством участия в капитале) или технологические связи. Либо, напротив, слияние предприятий с сохранением или без сохранения ими прав юридического лица.

На начальном этапе перехода к рыночным отношениям одной из основных тенденций изменения структуры предприятий было разукрупнение с последующим формированием на их основе ряда более мелких предприятий, практически представлявших все структурные подразделения.

Вся совокупность объединений предприятий в РФ делится на две основные группы: хозяйственные и нехозяйственные.

Нехозяйственные объединения, союзы и ассоциации, например, Союз арендаторов, Союз промышленников и предпринимателей, создаются с целью координации деятельности, обеспечения защиты прав и представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также в международных организациях и т. П

Первые соглашения между предприятиями в мире, направленные на искусственное повышение прибыли, возникли, естественно, в сфере обмена. Это — корнеры и ринги.

Корнер — соглашение о согласованных действиях отдельных предпринимателей, фирм, групп фирм, создающих искусственный дефицит товаров на рынке путем скупки биржевых контрактов и реального товара с целью захвата в свои руки контроля над ходом биржевого процесса и взвинчивания цен с целью дальнейшей перепродажи.

Ринг — соглашение нескольких предпринимателей о скупке в определенном районе какого-либо товара в целях монополизации его продажи.

Корнер и ринг являются кратковременными соглашениями, которые заключаются в устной форме и перестают существовать по выполнении поставленной задачи.

Дальнейшее развитие промышленности привело к созданию таких форм объединений предприятий, как синдикаты, картели, тресты, концерны.

Синдикат — объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, созданное в интересах организации коллективного сбыта такой продукции, как правило, через единую торговую сеть. Синдикаты организационно могут существовать в двух видах: простой конвенции (синдикатское соглашение) или договора о создании специальных синдикатских органов.

Развитой формой синдиката является картель, представляющий собой монополистическое соглашение (форму объединения) группы предпринимателей (самостоятельных юридических лиц), действующих, как правило, в рамках одной отрасли о разделе источников сырья, рынков сбыта, условиях продажи, найма рабочей силы, сроках платежей, установления монопольных цен, использования патентов и др., с целью извлечения дополнительной прибыли.

Трест — объединение предприятий, фирм, в котором его участники теряют производственно-торговую самостоятельность и руководствуются решениями управляющего центра. Трест не представлял собой единое предприятие с полной ликвидацией ранее существовавших юридических лиц. Как объединение, он способствовал созданию общности производственных интересов. Вся деятельность предприятий, поглощенных трестом, координировалась единым планом без нарушения формальной юридической самостоятельности.

В подобных случаях процесс объединения мог приобретать либо форму полного слияния отдельных предприятий, когда одно предприятие поглощает другое — фузия, либо форму формальной ликвидации сливающихся акционерных обществ и образование нового акционерного общества, к которому и перехо- дит все имущество — амальгамация.

Концерн — крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской компании), которое держит в своих руках акции этих предприятий. Номинально входящие в концерн предприятия, производя- щие различную продукцию, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юридическими лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной компании. Фактически в рамках концерна наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями.

Концерн в российском понимании — это добровольное объединение предприятий и организаций, сохраняющих самостоятельность, право юридического лица, форму собственности и право выхода из концерна.

Баланс

Одним из основных документов, характеризующих текущее финансовое положение пред- приятия, является его балансовый отчет (баланс).

Баланс представляет собой своего рода фотографию предприятия и отражает состояние его финансов на определенную дату. Хотя сам по себе баланс не может характеризовать деятельность предприятия, но сравнение балансов на различные отчетные даты позволяет проанализировать изменения финансово-экономического состояния предприятия и косвенно оценить эффективность его производственно-хозяйственной деятельности.

Основными целями составления баланса являются: оценка текущего финансового положения предприятия, т. е. его ресурсов и обяза- тельств (на определенную дату); анализ динамики финансового состояния предприятия, накопленный эффект его про- изводственно-хозяйственной деятельности с момента учреждения; оценка стоимости бизнеса (правда, не рыночной, а «бухгалтерской»).

Баланс представляет собой систему сгруппированных в сводную таблицу показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату и отражает данные о его хозяйственных средствах (активах) и источниках их финансиро- вания (пассивах)

К активам относят те виды экономических ресурсов, которые необходимы предприятию для ведения текущей деятельности и развития.

В российском балансе активы фиксируются в порядке возрастания их ликвидности, то есть способности быстро и без потери стоимости быть реализованными на соответствующем рынке.

Активы состоят из имущества и обязательств третьих лиц перед предприятием, то есть в состав активов входит то, чем владеет предприятие как обособленный субъект хозяйствования. При этом все активы фактически финансируются за счет обязательств компании перед ее собственниками или третьими лицами — кредиторами.

Обязательст- ва перед собственниками (собственный капитал) подразделяются на два вида: возникающие в момент первоначального взноса в уставный капитал и за счет произве- денных извне дополнительных взносов (например, дополнительная эмиссия акций); возникающие вследствие накопления части полученной прибыли в форме резервного капитала, фондов накопления, нераспределенной прибыли.

Обязательства перед третьими лицами (заемный капитал) — долги предприятия перед кредиторами и инвесторами, обладающими правами на имущество предприятия в сумме, на которую увеличилось имущество предприятия и уменьшилось их собствен- ное имущество. Таким образом, стоимость имущества компании (активов) всегда равна сумме тре- бований кредиторов и собственников (пассивов). Отсюда можно сформулировать основное балансовое уравнение: Активы Пассивы Все сходится, кроме баланса.

В активы предприятия включаются лишь те ресурсы, которые являются его собствен-ностью или находятся под полным контролем (в случае лизинга, например).

Все активы предприятия можно разделить на внеоборотные и оборотные.

Внеоборотные — активы, используемые предприятием многократно, в течение дли- тельного периода, включающего несколько производственно-коммерческих циклов.

К внеоборотным активам относятся: нематериальные активы — затраты предприятия, понесенные на приобретение (созда- ние и регистрацию) патентов, лицензий, товарных знаков, то есть объектов, не имеющих материально-вещественной формы и характеризующихся долговременным (свыше 1 года) периодом использования в хозяйственном обороте, но при этом обладающих свойством быть отчуждаемыми и способностью приносить доход;

основные средства — совокупность средств труда, действующих в течение длительного периода (более 1 года) в неизменной натуральной форме (здания, сооружения, машины и оборудование и др.); незавершенное строительство — часть активов, по составу аналогичных двум пре- дыдущим группам (недостроенные здания и сооружения, недоукомплектованное оборудование и т. п.), однако не введенных в эксплуатацию и, следовательно, на момент составления отчетности не приносящих дохода; долгосрочные финансовые вложения — отвлеченные финансовые средства, способные приносить предприятию доход в течение периода, котрый составляет более одно- го года (например, вложения в акции других юридических лиц, позволяющие полу- чать дивиденды).

Оборотные активы предприятия — это средства, используемые в течение одного про- изводственно-сбытового цикла (текущие активы). К оборотным активам, в свою очередь, относятся: Стоимость запасов: стоимость сырья, материалов и комплектующих, перерабатываемых или используе- мых в процессе производства в целях получения готовой продукции; затраты в незавершенном производстве — стоимость части ресурсов предприятия, вовлеченных в производство, но переработка которых еще не завершилась выпуском готовой продукции; готовая продукция — стоимость комплектных изделий, прошедших все стадии техно- логической обработки, отвечающих стандартам, техническим условиям, требованиям договоров, принятых ОТК и сданных на склад; товары для перепродажи…

Дебиторская задолженность — обязательства физических и юридических лиц перед предприятием, выраженные в денежной форме (например, задолженность предприятию за полученную от него продукцию, задолженность поставщиков по перечисленным им авансам). Краткосрочные финансовые вложения — отвлеченные средства, призванные прино- сить доход предприятию в течение периода менее одного года (например, помещение вре- менно свободных денежных средств на депозит).

Денежные средства — денежные ресурсы в кассе и на счетах предприятия.

Соотношение внеоборотных и оборотных средств в определенной степени отражает финансовое состояние предприятия.

Высокая доля оборотных активов обусловливает высокий уровень ликвидности, то есть запас финансовой устойчивости, когда при неблаго-приятных обстоятельствах предприятие может быстро продать свое имущество и распла- титься с кредиторами.

С другой стороны, за высокой долей основных средств составе активов предприятия чаще всего стоит и более совершенный технологический процесс, высокопроизводительное и экономичное оборудование и, следовательно, более высокая норма прибыли от текущей деятельности.

Итоговая прибыль компании рассчитывается как сумма прибыли (убытка) от продажи продукции, прибыли (убытка) от продажи основных средств и иного имущества предприятия, а также финансовых поступлений от внереализационных операций.

Валовая прибыль — разность между выручкой от продаж (без НДС и акцизов) и затратами на производство продукции и продажи, то есть прибыль, отражающая эффективность производства и реализации продукции.

Внереализационная прибыль (убыток) формируется как сумма: сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек; прибыли или убытка прошлых лет, выявленных в отчетном году; доходов от переоценки товаров (изменения цен в связи с изменившейся конъюнктурой); недостачи материальных ценностей, выявленных в отчетном году; курсовая разница по валютным счетам и операциям в иностранной валюте; дохода от долевого участия в уставном капитале других предприятий, процентов по облигациям; дохода от сдачи имущества в аренду и др. Налогооблагаемая прибыль компании представляет собой валовую прибыль за вычетом сумм корректировок по доходам, исключаемым при расчете основного налога на прибыль.

Чистая прибыль — облагаемая налогом прибыль за вычетом самого налога на прибыль.

Различают три основных вида денежных потоков: от текущей (операционной) деятельности — регулярно повторяющееся движение денежных средств в процессе производства и продажи основной продукции; от инвестиционной деятельности — долгосрочные вложения капитала и реализация внеоборотных активов; от финансовой деятельности — получение и возврат источников финансирования.

Как правило, величина текущего денежного потока имеет положительное значение, инвестиционного — отрицательное, для финансового потока возможна как положительная, так и отрицательная величина. Последний является своего рода регулятором опера- ционной и инвестиционной деятельности компании, привлекая ресурсы, когда операци- онные возможности предприятия не в состоянии обеспечить инвестиции в развитие, и возвращая их в обратной ситуации.

Наиболее значимой является величина текущего денежного потока, которой должно быть достаточно, как минимум, для покрытия всех расходов, связанных с основной операционной деятельностью.

Основной и наиболее традиционной формой заемного финансирования является кредитование. Кредит представляет собой денежную сумму, передаваемую предприятию на определенное время на возмездной и возвратной основе.

Проценты по кредиту представляют собой норму дохода на капитал, передаваемый во временное пользование, которую в качестве компенсации желает получить кредитор.

Величина процента зависит от следующих факторов: темпов инфляции; возможности альтернативного размещения свободных денежных средств; потенциального дохода от альтернативного вложения капитала; общеэкономической ситуации; объема и сроков кредитования; надежности заемщика (вероятности своевременного и полного возврата кредитных ресурсов).

Инвестиционный (налоговый) кредит представляет собой форму отсрочки налого- вых платежей, предоставляемую предприятию органами государственной власти. При этой форме кредитования компания не получает реальных денежных ресурсов, однако одновременно за счет отсрочки платежей в бюджет создается дополнительный резерв. Эту форму альтернативного кредитования не следует путать с налоговыми льготами, так как отложенные платежи не отменяются, а только переносятся на более поздние сроки, при этом на величину их кредита начисляются соответствующие проценты.

Товарный кредит подразумевает передачу кредитором заемщику не денежных средств, а какого-либо определенного имущества (как правило, оборотных активов). При этом проценты за кредит могут включаться в цену предоставляемого товара с учетом того, что оплата его произойдет позднее. Удобство подобной формы кредитования состоит в: ускорении оборачиваемости средств предприятия-заемщика (отсутствует трансакция перехода денежных средств в материальные активы); контроле кредитором направлений использования кредитных ресурсов (заемщик не может потратить деньги на что-либо иное ввиду их фактического отсутствия).

Коммерческий кредит предоставляется в виде аванса, предварительной оплаты, от- срочки и рассрочки оплаты предоставленных товаров, выполненных работ или услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: