Цель дисциплины
Цель дисциплины – сформировать педагогическую компетентность студентов вузов физкультурно-спортивной направленности, а так же создать целостное представление о сущности, специфике, закономерностях педагогики в области физической культуры и спорта, помочь сориентироваться в многообразии педагогических концепций, включить студентов в активный процесс педагогического поиска.
2. Задачи дисциплины:
-овладеть системой научно-прикладных знаний и умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности;
-формировать у будущего специалиста научное мировоззрение, профессионально-педагогическую направленность, содействовать развитию педагогического мышления;
-привитие студентам опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного восприятия педагогической действительности в контексте будущей профессиональной деятельности;
-познакомить студентов с педагогическими процессами в сфере физической культуры и спорта; педагогическими аспектами деятельности специалистов по физической культуре и спорту; формами организации педагогического процесса; средствами и методы педагогического процесса; разъяснить особенности управления педагогическим процессом;
-ознакомить с инновационным подходом к определению эффективности технологий обучения и воспитания в области физической культуры и спорта;
-помочь овладеть навыками диагностики готовности специалиста в области физической культуры и спорта к профессиональной деятельности;
-дать студенту представление о роли физической культуры в развитии личности;
-сформировать целостное представление об основных условиях и факторах продуктивной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта.
-получить знание о формах, средствах и методах педагогической деятельности в области физической культуры и спорта, владеть навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач, как в индивидуальной работе, так и в спортивном коллективе.
Трудоемкость дисциплины «Педагогика физической культуры и спорта» составляет 4 зачетные единицы.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина по выбору «Педагогика физической культуры» относится к вариативной части (Б.1), гуманитарного, социального и экономического цикла предназначена для изучения студентами дневного обучения 2-го курса по направлению подготовки 034400 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
В процессе профессионального образования бакалавра физической культуры и спорта серьезную роль играет педагогическая подготовка. Для того чтобы грамотно строить и осуществлять процессы спортивной тренировки и физического воспитания в работе с детьми и молодежью необходимо знание педагогических основ физической культуры и спорта. Деятельность бакалавра физической культуры и спорта очень тесно связана с обучением подопечных технике выполнения тех или иных упражнений, передачей определенных знаний по данному виду спорта или физической культуре в целом.
Важное место в работе спортивного педагога занимает воспитание у учащихся качеств личности, необходимых в соревновательной деятельности, в процессе тренировок или занятий физической культурой, а также развитие тех или иных физических качеств, двигательных способностей и т.д. Для того чтобы грамотно осуществлять свою профессиональную деятельность, бакалавр физической культуры и спорта должен усвоить закономерности осуществления образовательных процессов в сфере физического воспитания и спортивной тренировки.
Прохождение данной дисциплины дает специалистам в области физической культуры и спорта на основе сформированных знаний, разрабатывать проекты разрешения любой проблемной ситуации обучения и воспитания в своей физкультурно-спортивной деятельности. Таким образом, для изучения дисциплины студент должен обладать сформированными социально-личностными и общенаучными компетенциями.
Дисциплина «Педагогика физической культуры» является предшествующей для изучения таких дисциплин как «Психология ФК», «Теория и методика обучения базовым видам спорта», «Теория и методика избранного вида спорта», «Теория и методика физической культуры»,
Учебная работа (50 часов) проводится в виде аудиторных и внеаудиторных занятий. Основными формами учебных занятий по педагогике физической культуры и спорта являются лекции, семинары и практические занятия. На лекциях излагается наиболее важный теоретический материал, на семинарских занятиях студентам дается возможность овладеть навыками решения любых педагогических ситуаций, а на практических занятиях студенты знакомятся с методами исследования различных аспектов своей деятельности. Лекции читаются с использованием мультимедийного оборудования, на семинарских занятиях используются активные методы обучения: моделирование, игровое проектирование, ролевые и деловые игры. Практические работы предполагают подготовку презентаций по результатам исследования. Формой контроля предусмотрено проведение промежуточных микрозачетов по каждой теме и итогового компьютерного тестирования знаний студентов по завершению курса.
Внеаудиторная работа (58 часа) предполагает самостоятельное изучение некоторых разделов дисциплины с помощью учебной и научной литературы.