Модуль 1

Тема 1.1.Педагогика высшей школы: предмет, место в системе наук.

Вопросы для обсуждения

1. Проблема единства и целостности мирового образовательного

пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.

2. Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки.

3. Определение предмета педагогики высшей школы. Ее основные

категории.

4. Система антропологических наук и место в ней педагогики высшей школы. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии высшей школы.

5. Принципы и методы педагогического исследования.

Задания для самостоятельной и практической работы на семинаре

1. Педагогику называют наукой и искусством. Выскажите свою точку зрения и докажите ее целесообразность.

2. Исходя из известных вам тенденций развития общества и воспитания, попробуйте определить перспективы развития системы наук о человеке: значение каких наук возрастет? Какие новые научные дисциплины могут (или должны) появиться?

3. В чем вы видите взаимосвязь между обучением, воспитанием и образованием?

4. Проанализируйте понятия «воспитание» и «предмет педагогики высшей школы», отраженные в различных учебных пособиях, педагогической литературе. Найдите сходство и различие в их определении.

5. Раскройте роль и значение педагогики высшей школы в решении задач обновления нашего общества.

6. Сформулируйте 10 – 15 проблем современной дидактики высшей школы и обоснуйте: а) какие из них наиболее актуальны; б) разработка каких из них может существенно продвинуть теорию обучения; в) оцените и прорецензируйте, в какой степени решение предложенных вами проблем будет способствовать качеству обучения в высшей школе?

7. В чем вы усматриваете разницу между задачами педагогического исследования и проблемой исследования?

8. Какие методы вы считали бы возможным и целесообразным использовать для изучения личности студента, коллектива или опыта своего коллеги? Постарайтесь обосновать их выбор и охарактеризовать условия их применения.

9. Исходя из проблемы своего исследования, определите его объект и предмет. Объясните, в чем заключается научная новизна вашего исследования?

10. На основе законодательных документов по образованию обозначьте и проанализируйте приоритетные направления развития высшей школы как важнейшего института развития общества, основные принципы государственной политики в области образования.

11. Напишите творческую работу: «Модель вуза ХХI века», в которой

отразите приоритетные цели и ценности высшего образования.

Литература

1. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 541с.

2. Бережнова Е. В. Педагогическое исследование: социально- гуманитарный аспект // Педагогика, 2005. - №6.

3. Валицкая А. П. Нужна ли России высшая педагогическая школа //

Педагогика. – 2000. – № 4. – С. 3 – 7.

4. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Высшая школа: социально-

педагогическое взаимодействие // Педагогика. – 2000. - №5. – C.64-69/

5. Попков, В. А. Дидактика высшей школы. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. - 224 с.

6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995.

7. Фокин Ю.Г. Образование и воспитание в высшей школе. М., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: