Модуль 2

Тема 2.2.Формы и методы учебной работы в высшей школе

Вопросы для обсуждения

1. Роль и место лекции в вузе. Структура лекционного занятия и оценка его качества.

2. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения.

3. Семинарские и практические занятия в высшей школе. Семинар как взаимодействие и общение участников.

4. Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых.

5. Проектно-творческая деятельность студентов.

6. Понятия «метод обучения» и «прием обучения». Классификация методов.

7. Теоретико-информационные, практико-операционные, поисково-творческие методы обучения. Методы самостоятельной работы студентов. Контрольно-оценочные методы. Эвристические методы.

Задания для самостоятельной и практической работы на семинаре

1. Объясните, почему именно семинарское занятие дидакты считают наиболее сложной формой учебного процесса в вузе?

2. Обоснуйте утверждение «семинар – важная форма выработки у студентов самостоятельности, активности, умения работы с литературой».

3. Разработайте и обоснуйте акмеологическую концепцию обучения, т.е. обучения, ориентированного на максимальную творческую самореализацию студентов.

4. Разработайте модель обучения, максимально ориентированную на взаимообучение студентов.

5.Докажите, что методы обучения в высшей школе не тождественны принципам обучения.

6.Объясните взаимосвязь методов и приемов обучения в высшей школе.

7.По каким критериям классифицируются методы обучения? Какая из известных Вам классификаций методов обучения наиболее приемлема? Свой ответ мотивируйте. Подготовьте её схему, выделив в ней: основание классификации, авторов данной концепции, основные группы методов.

8.Проанализировав многообразие существующих на сегодняшний день классификаций методов обучения, схем, выведите и изобразите схематично свою классификацию методов обучения.

9.Исследуйте, какие методы обучения предпочитают использовать в своей практической деятельности:

а) преподаватели гуманитарных предметов в сравнении с преподавателями естественно-математических предметов;

б) начинающие преподаватели в сравнении с преподавателями, имеющими опыт и высокий уровень педагогического мастерства.

10. Исследуйте, каким из эвристических методов отдают предпочтение преподаватели, а каким – нет? Постарайтесь объяснить, почему?

Литература

1. Вьюнова Н. И. Семинар как интегративная форма организации самостоятельной учебной деятельности студентов. – Воронеж, 1997.

2. Гапонов П. М. Лекция в высшей школе. – Воронеж, 1997.

3. Загвязинский, В. И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении: учеб. пособие/ В. И. Загвязинский; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ: Компания Мир, 2008. - 120 с.

4. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. –Пенза, 1994.

5. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. –М., 1991.

6. Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. – М.,1976.

7. Листенгартен В. С., Годник С. М. Самостоятельная деятельность студентов. – Воронеж, 1996.

8. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005.

9. Попков, В. А. Дидактика высшей школы. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2008. - 224 с.

10. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методологии, цели и содержание, творчество. – М., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: