Содержание. Введение Глава 1. Понятие и элементы правового статуса 1.1 Исторические предпосылки зарождения прав человека 1.2 Понятие правового статуса 1.3 Виды правового

Введение
Глава 1. Понятие и элементы правового статуса
1.1 Исторические предпосылки зарождения прав человека
1.2 Понятие правового статуса
1.3 Виды правового статуса личности
Глава 2. Правовой статус граждан РФ
2.1 Основные права и обязанности человека и гражданина РФ
2.2 Конституционные гарантии прав и свобод человека
Глава 3 Правовой статус жителей Москвы
3.1 Особенности правового статуса жителей Москвы
3.2 Источники и гарантии правового статуса жителей Москвы
Заключение
Список использованной литературы


Глава 2. Правовой статус граждан РФ
2.1 Основные права и обязанности человека и гражданина РФ

Универсальный правовой статус человека исходит из единства его прав и обязанностей при наличии юридической ответственности за зло­употребление правами и(или) неисполнение обя­занностей. При доминанте прав человека пред­полагается оптимальное, а следовательно, ра­зумное соотношение названных прав с необхо­димыми обязанностями, что должно быть отра­жением объективных общественных отношений в реальной действительности и с возможностями в наибольшей степени закрепления этих поло­жений в законе. Понимание разумного соотно­шения прав и обязанностей человека, их естест­венного, а затем позитивного содержания, требу­ет отдельного анализа названных компонентов статуса человека с проецированием их на совре­менные требования интересов общества [17, с. 55-57].

Как известно, абсолютизация прав чело­века в правовой действительности имеет свои объективные предпосылки, как в историче­ском, так и современном ракурсах, поскольку:

1) человек является основой общества, что относимо к каждому из живущих на Земле, независимо от социального окружения;

2) имеет место постоянный обществен­ный, интеллектуальный и гражданский рост самосознания, самоактуализации и самоутвер­ждения человека, чему способствуют:

- уровень образования и правосознания;

- уровень мировой информатизации об­щества (Интернет, СМИ);

- политическая активность граждан, реа­лизующих свои личные и публичные права;

- объединенность людей вследствие фак­торов глобализации в политике, экономике, социальной жизни;

3) права человека в ХХ веке приобрели значение в качестве международной категории права, защищаемой национальными и между­народными системами юстиции с вынесением соответствующих санкций;

в то же время:

4) права человека и человеческая жизнь в исторической ретроспективе, как правило, всегда имели второстепенное значение, в от­личие от интересов общества и(или) государ­ства, для которых человек был не более чем расходным материалом при достижении по­ставленных целей;

5) современный уровень технических, во­енных, пропагандистских, психологических и иных факторов негативных воздействия на человека несравненно мощнее, чем до начала ХХ века, и данная тенденция со стороны ряда государственных режимов и социальных групп направлена на усиление и совершенствование.

Доминирование прав человека одновре­менно налагает на того же человека выполне­ние обязанностей, «отталкивающихся» из со­циального окружения, когда первой и основ­ной обязанностью является соблюдение прав другого лица, которые могут переходить в права общества [33, с. 101].

Из этого имеется неразрывная связь прав и обязанностей, выражаемая в формуле: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». В то же время права и обязанности по отношению к внутренним свойствам чело­века и его внешним функциям не могут быть равнозначны.

Истинные права человека, свой­ственные ему с рождения, дают возможность жизни и влекут ее нормальное проявление во внешнем мире в условиях равенства и свобо­ды. Обязанности, в силу их императивного ха­рактера и с угрозой ответственности, объек­тивно ограничивают человека в свободном существовании, заставляя выполнять действия в пользу других лиц. Отсюда права, как есте­ственно принадлежащие человеку свойства его бытия в мире, находятся на первом месте, а обязанности, как исходные факторы, сущест­вующие от внешнего окружения, на втором [19, с. 171].

Соответственно обязанности вытекают из прав с учетом необходимости соблюдения прав че­ловека как условия нормальной жизни людей, независимо в локальном или во всеобщем масштабах. Н.В. Витрук правильно определя­ет, что юридические обязанности рассматри­ваются в качестве коррелятов прав и свобод личности и это подчеркивает их производный характер. Из этого следует, что лишь при на­личии прав человека, их сохранении как не­зыблемой основы жизни каждого индивида, возникают обязанности в той мере, в которой они сохраняют права других людей.

По своему существу обязанности в корне отличаются от прав человека, неся в себе фак­тически ограничение определенных прав, как своих, так и другого лица, что всегда составля­ет проблематику юридического статуса чело­века. Использование человеком своих прав за­висит от самого человека, и государство долж­но лишь гарантировать их соблюдение с тем, чтобы они не ограничивали права других лиц и общественных интересов.

В отличие от это­го, обязанности человека социально обуслов­лены и указывают на должное поведение чело­века в обществе, то есть на необходимость конкретного выбора способа действий в ис­ходно задаваемых условиях.

Обязанности че­ловека в той мере являются подлежащими без­условному исполнению, в которой они исходят из необходимой меры обеспечения основных прав других людей на свободу, равенство, справедливость и собственность, и вытекаю­щих из этого иных материальных и нематериальных прав. «Обязанность есть необходи­мость действия из уважения к нравственному закону», - писал Вл. С. Соловьев. Данная мысль верна лишь отчасти, поскольку не толь­ко нравственные, но и материальные причины существования общества и государства лежат в основе обязанностей человека [45, с. 95-97].

Как мы указывали, права человека в своей основе порождены фактом его рождения и при­надлежат человеку от природы, независимо от юридических предписаний и отношения к это­му общества. Однако и обязанности, хотим мы того или нет, также естественны, но в силу не индивидуальной, а общественной природы че­ловека.

В отличие от природной (естествен­ной) сути прав человека, его обязанности ле­жат в основе социальной действительности, то есть в силу существования человека в общест­ве, вследствие чего они (обязанности) также нераздельны с человеком как существом соци­альным. И.И. Кальной, анализируя отношение человека к нормам общества, а следовательно, к обязанностям, пишет: «Духовное «Я» не приемлет тоталитарного режима, тогда как со­циальное «Я» достаточно спокойно адаптирует его нормы, ибо социальное «Я» соткано из ре­ально существующих отношений конкретного общества». Отсюда человек, постоянно окру­женный социальной действительностью, а та­ким является практически каждый, понимает обязанности также естественно, как и свои права. Вопрос здесь может встать только в сте­пени или количественном факторе обязанно­стей, однако их признание и выполнение как отдельной категории права практически ни у кого не вызывает сомнений [17, с. 67].

Несмотря на тесную взаимосвязь прав че­ловека с его обязанностями, последние не все­гда непосредственно связаны с видимыми пра­вами человека. Связь между правами и обязан­ностями человека носит как непосредствен­ный, так и опосредованный характер, прояв­ляемый через предписываемые человеку в раз­личных законодательных актах обязательные нормы поведения, а то и прямые запреты, ко­торые человек должен соблюдать. Например, из обязательности соблюдения лицом Правил дорожного движения напрямую следует право другого человека на безопасные условия его существования на дороге, независимо будь он пешеходом, пассажиром или водителем. Одна­ко, например, обязанность получить разреше­ние на строительство дома в условиях города лишь опосредованно указывает на права чело­века по обеспечению его интересов на созда­ние оптимальных условий для жизнедеятель­ности, включая условия труда и отдыха. В по­следнем случае видится весьма тонкая и на­пряженная грань между соблюдением непо­средственно прав человека и правами челове­ка, которые больше видны при коллективном праве, хотя по своей сути и они носят индиви­дуальный характер.

И здесь, при исследовании прав множества лиц, бывает трудно отделить права человека от его обязанностей в случае соотношения или даже противопоставления коллективных прав и прав отдельного лица. В то же время при более глубоком рассмотре­нии любые обязанности лица исходят из прав другого человека (множества людей), что де­лает обязанности каждого индивида такими же естественными, как и права человека.

Отсюда статус человека есть соотношение между его правами и обязанностями, когда по­следние исходят из требований прав других людей и общества в конкретных жизненных ситуациях. Все это проистекает из логики ес­тественного положения вещей. Обязанности человека также, как, собственно, и его права, должны изначально вытекать из естественных положений общественного бытия и отношений.

Тем самым, естественность прав и обязанно­стей в качестве нормального существующего баланса имеет абсолютную объективность, в качестве двуединого статуса человека в об­ществе. И, наконец, из взаимосвязи естествен­ного и позитивного права статус человека, хоть и относим больше к юридическим поня­тиям, однако, сам по себе должен иметь в сво­ей основе природную или естественную со­держательную суть, а лишь затем формальное закрепление в законе.

Нельзя не заметить, что история и черты нашего времени показывают, что отношение государства к человеку требует выполнения больших обязанностей при соблюдении мини­мума прав без объективной необходимости оп­тимального соизмерения данных компонентов права.

Например, ст. 31 Конституции РФ преду­сматривает: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование». Заметим, что в дан­ном положении нет никаких оговорок о поряд­ке проведения перечисленных мероприятий и, следовательно, иных обязанностей, кроме как «мирно и без оружия» [2].

Однако государст­венные органы часто возводят в обязанность собирающимся лицам согласовывать перечис­ленные мероприятия с различными госучреж­дениями, аргументируя это правами других лиц на «порядок на улицах», «тишину», «воз­можности двигаться другим людям по насе­ленному пункту» и т.д. «Жонглирование» пе­речисленными причинами, если в полной мере учитывать факторы «тишины» и «порядка на улицах», фактически означает нарушение пра­ва, предусмотренного ст. 31 Конституции РФ, поскольку сами по себе демонстрации и ми­тинги не могут по своему содержанию и форме не нарушать тишины и обычного порядка. Здесь мы имеем в виду разумное соотношение прав и обязанностей с выполнением как есте­ственных положений общественного бытия, так и их юридического отражения в норматив­ных актах.

В то же время, злоупотребление правом на свободные шествия может в реаль­ности коснуться прав других лиц на отдых или безопасность, из чего исходит обязанность лиц, проводящих демонстрации в разумных пределах использовать свои права, не забывая в связи с этим об обязанностях. Демонстрации различных воинствующих или радикальных организаций, связанных с экстремистскими течениями в религии, националистическими призывами, а то и воинствующими лозунгами агрессивного характера, противоречат обязан­ности собираться на подобные мероприятия мирно, а следовательно, в данном случае орга­ны государства часто вполне законно ограни­чивают права на перечисленные мероприятия.

Рассмотрим статус человека более внима­тельно в связи с его связью с обществом как естественной средой обитания человека, где баланс его прав и обязанностей в мировой ис­тории находился в постоянном движении, хотя в направлении прогрессивного развития [22, с. 301

Ранее мы определили, что права человека имеются у него с рождения, они неотчуждаемы и являются естественным свойством в его жизнедеятельности. В то же время, как и в во­просе с собственностью, эти права имеют зна­чение только в обществе, то есть при наличии социального окружения в виде, как минимум, одного человека. Вряд ли единственный чело­век на Земле (на необитаемом острове) будет знать о своих правах, которые никто не сможет нарушить или даже сказать о них. Один чело­век всегда свободен, равен самому себе, явля­ясь по аналогии с животными частью природы на планете.

Общество как системное явление является обязательной средой возникновения, развития и существования человека. Это способ жизне­деятельности людей, состоящих из определен­ных институтов, организаций, отдельных об­ществ, групп и иных, нередко, небольших общностей. Несмотря на различные формы общества, оно имеет постоянство, где отноше­ния носили и носят естественный характер, исходя из исторических реалий и жизненных необходимостей человеческого развития. И ра­нее такие указываемые ценности, как равенст­во, свобода, справедливость, собственность, были и являются обязательными условиями существования общества, вследствие общих и индивидуальных потребностей человека. Го­воря о системном характере взаимоотношений личности и общества Ж.-Ж. Руссо выводил, что каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого [37, с. 181-183].

В то же время, материаль­ное и духовное развитие человечества с непременностью переходит от естественных от­ношений в юридические, а в результате фор­мирования экономических и властных отно­шений в обществе возникает государство как руководящий «каркас» общества. С определен­ного исторического момента общество и госу­дарство развиваются параллельно с непремен­ной тенденцией в максимальной степени под­чинения общества государству, однако тожде­ственными данные социальные институты ни­когда не становятся. Содержанием общества является политическая, экономическая, духов­ная и социальная жизнь и все иные промежу­точные и не всегда заметные сферы человече­ского бытия. Государство в силу своих объек­тивных возможностей и функциональной роли не могло и не может вбирать в себя весь объем деятельности общества, ограничиваясь в ос­новном политическим компонентом властво­вания. Хотя в определенной степени органы государства правовыми способами регламен­тирует области экономики, культуры и соци­альной жизни, но это не носит доминирующе­го значения. Современный уровень государст­венности, накопленные знания, опыт, научная систематизация политической жизни доста­точно четко очерчивают границы государст­венных сфер регулирования, не давая возмож­ности без объективной необходимости применять властные отношения в обществе и его отдельных областях [35, с. 90].

В такой картине возникали и возникают сложные схемы формирования прав и обязан­ностей человека по отношению к обществу и государству. Если по отношению к обществу права и обязанности человека в основном ис­ходят из нормального соотношения потребно­стей человека и интересов общества, то по от­ношению к государству, как мы уже указыва­ли, нередко наблюдается дисбаланс в сторону ограничения прав и увеличения обязанностей. Более того, в истории человечества вообще имеются примеры наличия только обязанно­стей человека при отсутствии его прав, хотя в реальной жизни подобный статус человека вряд ли представим.

В целом, подбивая определенный итог на­шим рассуждениям, укажем, что содержание прав и обязанностей человека исходит, в первую очередь, из его индивидуальных интересов, со­относимых с интересами общества и разумно­стью интересов государства. Необходимость го­сударства, о чем мы неоднократно подчеркива­ли, влечет необходимость формирования статуса человека в соответствии с общественным и госу­дарственным устройством жизни, что означает обязательное наличие не только прав, но и обязанностей.

Государство в этом видении не может видеться только в отрицательном значении. Принудительная сила государства, по мнению И.А. Ильина, и разносторонность его деятельно­сти при правильной организации не только не подавляют свободную духовную жизнь челове­ка, но и создают для нее благоприятные условия. Выработать эту правильную организацию со­ставляет высшую задачу человечества в его по­литической деятельности.

Государство в интересах человеческой жизни регламентирует наиболее важные права и обязанности человека, которые в большей степени соотносятся с интересами государства. Эти права и обязанности, разумеется, влияют на положение человека в обществе, и, более того, формируют сами общественные отношения. Однако все права и обязанности человека в об­щественном окружении невозможно опреде­лить в виду огромной палитры отношений в обществе, где не все регулируется юридиче­скими нормами. Из этого всегда имеют место моральные (нравственные) права и обязанности человека в обществе и юридические права и обязанности человека в государстве. Эти две взаимосвязанные стороны статуса человека в обществе и государстве, разумеется, не явля­ются антагонистическими, а во многом пере­плетаются между собой, определяя положение субъекта в общественных и правовых отноше­ниях. Отсюда правовой статус человека как со­вокупность наиболее важных прав и обязанно­стей человека в обществе и государстве закреп­ляется в законодательных нормах и носит обя­зательный характер.

Такая обязательность вы­текает из системности построенных юридиче­ских отношений, связанности прав и обязанно­стей одного лица с правами и обязанностями другого и, наконец, возможной юридической ответственности за неисполнение статусных норм субъекта права [17, с. 99-101].

2.2 Конституционные гарантии прав и свобод человека
В литературе довольно часто происходит отождествле­ние правоохранительных, правозащитных и в целом правообеспечитель­ных отношений, что приводит к смешению таких понятий, как «охрана прав», «защита прав», «обеспечение прав», «реализация прав» и в итоге ведет к неправильной оценке данных терминов на уровне субъектов Российской Федерации, в частности при формировании собственного законодательства.

Такое положение объясняется просчетом законодателя, который не счел необходимым хотя бы в одном законе дать определения рассматри­ваемым понятиям, хотя подобная практика у законодателя имеется, на­пример, в преамбуле Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 18 июля 2011 г.) «О защите прав потребителей» дается определение ос­новных понятий, применяемых в документе, среди которых «изготови­тель», «потребитель», «продавец» и др., дана норма-дефиниция «безопас­ность» (ст. 1) и др. Однако, чтобы полностью отразить в нормативном до­кументе данные правовые явления, законодателю необходимо разработать специальный закон [5].

Несомненно, важнейшая роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан принадлежит государству и праву. Вместе с тем наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина на беспрепятст­венное пользование этими правами и свободами, вовсе не означает, что каж­дому гражданину автоматически гарантируется их реализация. Для этого требуется не только провозглашение в Конституции РФ прав и свобод чело­века и гражданина, но и их материализация - действительное получение того блага, которое составляет содержание данного права, т.е. его реализа­ция. Так, в свое время Л.С. Явич писал, что право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в об­щественных отношениях, и, что нельзя понять право, если отвлечься от ме­ханизма его реализации в жизни общества [71, с. 35

Процесс реализации прав граждан но­сит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Сово­купность средств, обеспечивающих реализацию права, их применение и действие составляют особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права. Под механизмом реализации понимается способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные правомерные положительные действия человека и гражда­нина, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс. При этом и обеспечение, и охрана, и защита прав и свобод выступают как постоянно сопровождающие действие меха­низма реализации процессы.

Особенность реализации конституционных прав и свобод заключает­ся в том, что субъект постоянно должен пользоваться правами и свобода­ми, например жизнью, здоровьем, свободой, то есть благами, неотъемле­мыми от него. Ему, как правило, не надо предпринимать активных усилий по достижению результатов, предусмотренных конституционными права­ми, поскольку их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами, в виде прав и свобод и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием.

Различие реали­зации прав и охраны и защиты прав определяется различием их целей. Цель первой (реализации) - получить человеком и гражданином то благо, которое предусмотрено субъективным правом, цель второй (охраны и за­щиты) - предупредить правонарушения, устранить причины, их порож­дающие, (охрана) и восстановить процесс реализации, если он прервался (защита), то есть охрана и защита прав служит обеспечению реализации прав.

Причем охрана прав и защита прав возникают вместе с возникнове­нием прав человека (так как, возникнув, право сразу же подпадает под ох­рану, т.е. под запрет нарушать его, а в случае нарушения требует его вос­становления - защиты) и прекращается вместе с его реализацией, т.е. «ох­раняются права и интересы постоянно, а защищаются, когда нарушаются. Защита есть момент охраны». Более того, необходимо отметить, что «ох­рана прав» и «защита прав» - это явления, которые сопровождают челове­ка и гражданина не только в процессе его жизнедеятельности, но и после его смерти. Об этом свидетельствует, например, Гражданский кодекс (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 8 декабря 2011 г.) (ст. 1267), который провозглашает, что «авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно [1].

Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, ука­зать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и не­прикосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществ­ляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами».

Таким образом, обеспечение представляет собой всю систему полити­ческих, экономических, социальных, духовных, правовых и иных мер и условий, направленных на наиболее полное пользование человеком и граж­данином социальными благами. Под защитой имеется в виду принуди­тельный (в отношении обязанного лица) способ осуществления права, при­меняемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права.

Охрану прав необходимо рас­сматривать в двух основных значениях:

1) как статическое явление,

2) как динамическое.

«Охрана» в юридическом смысле слова - это «позитивное, статическое состояние норм права, направленных непосредственно на ог­раждение осуществления субъективных прав и законных интересов граж­дан от возможных нарушений [19, с. 240-241].

Из этого определения следует, что админи­стративно-правовая, уголовно-правовая и гражданско-правовая охрана прав и интересов граждан осуществляются вне конкретных правоотношений, поскольку нормы этих отраслей права до их нарушения находятся в пози­тивном состоянии, тогда как защита уже нарушенных прав всегда происхо­дит в рамках конкретных правонарушений, возникновение которых неже­лательно с точки зрения интересов как человека, так и государства.

Под охраной прав как динамическим явлением понимается совокуп­ность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых как государственными, так и общественными организациями, направленных на предупреждение правонарушений, устранение причин, их порождаю­щих, и способствующих, таким образом, нормальному процессу реализа­ции гражданами своих прав и обязанностей.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие при­знаки охраны прав и защиты прав:

- во-первых, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина - это не только правоприменительная деятельность, но и правотворческая деятельность;

- во-вторых, охрана и защита прав и свобод - это дополнительно еще и юридическая помощь человеку, оказываемая адвокатурой, нотариатом, общественными объединениями, правительственными организациями и учреждениями и др.;

- в-третьих, охрана и защита прав и свобод действует на всех стадиях проявления права;

- в-четвертых, охрана и защита прав и свобод охватывает все элемен­ты правового статуса человека, в т.ч. и его обязанности.

Таким образом, необходимо отметить, что от правильного и полного осмысления сущности и содержания таких понятий, как «обеспечение», «реализация», «охрана», «защита» прав и свобод, во многом зависят не только существование действенного механизма обеспечения конституци­онных прав и свобод человека и гражданина, но и отношение обществен­ности к государственно-правовой деятельности, престиж государственных органов в Российской Федерации. Этим обстоятельством объясняется то внимание, которое уделяется указанным проблемам не только правоза­щитниками, но и специалистами в данной области [17, с. 121].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: