Введение
Глава 1. Понятие и элементы правового статуса
1.1 Исторические предпосылки зарождения прав человека
1.2 Понятие правового статуса
1.3 Виды правового статуса личности
Глава 2. Правовой статус граждан РФ
2.1 Основные права и обязанности человека и гражданина РФ
2.2 Конституционные гарантии прав и свобод человека
Глава 3 Правовой статус жителей Москвы
3.1 Особенности правового статуса жителей Москвы
3.2 Источники и гарантии правового статуса жителей Москвы
Заключение
Список использованной литературы
Глава 2. Правовой статус граждан РФ
2.1 Основные права и обязанности человека и гражданина РФ
Универсальный правовой статус человека исходит из единства его прав и обязанностей при наличии юридической ответственности за злоупотребление правами и(или) неисполнение обязанностей. При доминанте прав человека предполагается оптимальное, а следовательно, разумное соотношение названных прав с необходимыми обязанностями, что должно быть отражением объективных общественных отношений в реальной действительности и с возможностями в наибольшей степени закрепления этих положений в законе. Понимание разумного соотношения прав и обязанностей человека, их естественного, а затем позитивного содержания, требует отдельного анализа названных компонентов статуса человека с проецированием их на современные требования интересов общества [17, с. 55-57].
|
|
Как известно, абсолютизация прав человека в правовой действительности имеет свои объективные предпосылки, как в историческом, так и современном ракурсах, поскольку:
1) человек является основой общества, что относимо к каждому из живущих на Земле, независимо от социального окружения;
2) имеет место постоянный общественный, интеллектуальный и гражданский рост самосознания, самоактуализации и самоутверждения человека, чему способствуют:
- уровень образования и правосознания;
- уровень мировой информатизации общества (Интернет, СМИ);
- политическая активность граждан, реализующих свои личные и публичные права;
- объединенность людей вследствие факторов глобализации в политике, экономике, социальной жизни;
3) права человека в ХХ веке приобрели значение в качестве международной категории права, защищаемой национальными и международными системами юстиции с вынесением соответствующих санкций;
в то же время:
4) права человека и человеческая жизнь в исторической ретроспективе, как правило, всегда имели второстепенное значение, в отличие от интересов общества и(или) государства, для которых человек был не более чем расходным материалом при достижении поставленных целей;
|
|
5) современный уровень технических, военных, пропагандистских, психологических и иных факторов негативных воздействия на человека несравненно мощнее, чем до начала ХХ века, и данная тенденция со стороны ряда государственных режимов и социальных групп направлена на усиление и совершенствование.
Доминирование прав человека одновременно налагает на того же человека выполнение обязанностей, «отталкивающихся» из социального окружения, когда первой и основной обязанностью является соблюдение прав другого лица, которые могут переходить в права общества [33, с. 101].
Из этого имеется неразрывная связь прав и обязанностей, выражаемая в формуле: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». В то же время права и обязанности по отношению к внутренним свойствам человека и его внешним функциям не могут быть равнозначны.
Истинные права человека, свойственные ему с рождения, дают возможность жизни и влекут ее нормальное проявление во внешнем мире в условиях равенства и свободы. Обязанности, в силу их императивного характера и с угрозой ответственности, объективно ограничивают человека в свободном существовании, заставляя выполнять действия в пользу других лиц. Отсюда права, как естественно принадлежащие человеку свойства его бытия в мире, находятся на первом месте, а обязанности, как исходные факторы, существующие от внешнего окружения, на втором [19, с. 171].
Соответственно обязанности вытекают из прав с учетом необходимости соблюдения прав человека как условия нормальной жизни людей, независимо в локальном или во всеобщем масштабах. Н.В. Витрук правильно определяет, что юридические обязанности рассматриваются в качестве коррелятов прав и свобод личности и это подчеркивает их производный характер. Из этого следует, что лишь при наличии прав человека, их сохранении как незыблемой основы жизни каждого индивида, возникают обязанности в той мере, в которой они сохраняют права других людей.
По своему существу обязанности в корне отличаются от прав человека, неся в себе фактически ограничение определенных прав, как своих, так и другого лица, что всегда составляет проблематику юридического статуса человека. Использование человеком своих прав зависит от самого человека, и государство должно лишь гарантировать их соблюдение с тем, чтобы они не ограничивали права других лиц и общественных интересов.
В отличие от этого, обязанности человека социально обусловлены и указывают на должное поведение человека в обществе, то есть на необходимость конкретного выбора способа действий в исходно задаваемых условиях.
Обязанности человека в той мере являются подлежащими безусловному исполнению, в которой они исходят из необходимой меры обеспечения основных прав других людей на свободу, равенство, справедливость и собственность, и вытекающих из этого иных материальных и нематериальных прав. «Обязанность есть необходимость действия из уважения к нравственному закону», - писал Вл. С. Соловьев. Данная мысль верна лишь отчасти, поскольку не только нравственные, но и материальные причины существования общества и государства лежат в основе обязанностей человека [45, с. 95-97].
Как мы указывали, права человека в своей основе порождены фактом его рождения и принадлежат человеку от природы, независимо от юридических предписаний и отношения к этому общества. Однако и обязанности, хотим мы того или нет, также естественны, но в силу не индивидуальной, а общественной природы человека.
В отличие от природной (естественной) сути прав человека, его обязанности лежат в основе социальной действительности, то есть в силу существования человека в обществе, вследствие чего они (обязанности) также нераздельны с человеком как существом социальным. И.И. Кальной, анализируя отношение человека к нормам общества, а следовательно, к обязанностям, пишет: «Духовное «Я» не приемлет тоталитарного режима, тогда как социальное «Я» достаточно спокойно адаптирует его нормы, ибо социальное «Я» соткано из реально существующих отношений конкретного общества». Отсюда человек, постоянно окруженный социальной действительностью, а таким является практически каждый, понимает обязанности также естественно, как и свои права. Вопрос здесь может встать только в степени или количественном факторе обязанностей, однако их признание и выполнение как отдельной категории права практически ни у кого не вызывает сомнений [17, с. 67].
|
|
Несмотря на тесную взаимосвязь прав человека с его обязанностями, последние не всегда непосредственно связаны с видимыми правами человека. Связь между правами и обязанностями человека носит как непосредственный, так и опосредованный характер, проявляемый через предписываемые человеку в различных законодательных актах обязательные нормы поведения, а то и прямые запреты, которые человек должен соблюдать. Например, из обязательности соблюдения лицом Правил дорожного движения напрямую следует право другого человека на безопасные условия его существования на дороге, независимо будь он пешеходом, пассажиром или водителем. Однако, например, обязанность получить разрешение на строительство дома в условиях города лишь опосредованно указывает на права человека по обеспечению его интересов на создание оптимальных условий для жизнедеятельности, включая условия труда и отдыха. В последнем случае видится весьма тонкая и напряженная грань между соблюдением непосредственно прав человека и правами человека, которые больше видны при коллективном праве, хотя по своей сути и они носят индивидуальный характер.
И здесь, при исследовании прав множества лиц, бывает трудно отделить права человека от его обязанностей в случае соотношения или даже противопоставления коллективных прав и прав отдельного лица. В то же время при более глубоком рассмотрении любые обязанности лица исходят из прав другого человека (множества людей), что делает обязанности каждого индивида такими же естественными, как и права человека.
|
|
Отсюда статус человека есть соотношение между его правами и обязанностями, когда последние исходят из требований прав других людей и общества в конкретных жизненных ситуациях. Все это проистекает из логики естественного положения вещей. Обязанности человека также, как, собственно, и его права, должны изначально вытекать из естественных положений общественного бытия и отношений.
Тем самым, естественность прав и обязанностей в качестве нормального существующего баланса имеет абсолютную объективность, в качестве двуединого статуса человека в обществе. И, наконец, из взаимосвязи естественного и позитивного права статус человека, хоть и относим больше к юридическим понятиям, однако, сам по себе должен иметь в своей основе природную или естественную содержательную суть, а лишь затем формальное закрепление в законе.
Нельзя не заметить, что история и черты нашего времени показывают, что отношение государства к человеку требует выполнения больших обязанностей при соблюдении минимума прав без объективной необходимости оптимального соизмерения данных компонентов права.
Например, ст. 31 Конституции РФ предусматривает: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование». Заметим, что в данном положении нет никаких оговорок о порядке проведения перечисленных мероприятий и, следовательно, иных обязанностей, кроме как «мирно и без оружия» [2].
Однако государственные органы часто возводят в обязанность собирающимся лицам согласовывать перечисленные мероприятия с различными госучреждениями, аргументируя это правами других лиц на «порядок на улицах», «тишину», «возможности двигаться другим людям по населенному пункту» и т.д. «Жонглирование» перечисленными причинами, если в полной мере учитывать факторы «тишины» и «порядка на улицах», фактически означает нарушение права, предусмотренного ст. 31 Конституции РФ, поскольку сами по себе демонстрации и митинги не могут по своему содержанию и форме не нарушать тишины и обычного порядка. Здесь мы имеем в виду разумное соотношение прав и обязанностей с выполнением как естественных положений общественного бытия, так и их юридического отражения в нормативных актах.
В то же время, злоупотребление правом на свободные шествия может в реальности коснуться прав других лиц на отдых или безопасность, из чего исходит обязанность лиц, проводящих демонстрации в разумных пределах использовать свои права, не забывая в связи с этим об обязанностях. Демонстрации различных воинствующих или радикальных организаций, связанных с экстремистскими течениями в религии, националистическими призывами, а то и воинствующими лозунгами агрессивного характера, противоречат обязанности собираться на подобные мероприятия мирно, а следовательно, в данном случае органы государства часто вполне законно ограничивают права на перечисленные мероприятия.
Рассмотрим статус человека более внимательно в связи с его связью с обществом как естественной средой обитания человека, где баланс его прав и обязанностей в мировой истории находился в постоянном движении, хотя в направлении прогрессивного развития [22, с. 301
Ранее мы определили, что права человека имеются у него с рождения, они неотчуждаемы и являются естественным свойством в его жизнедеятельности. В то же время, как и в вопросе с собственностью, эти права имеют значение только в обществе, то есть при наличии социального окружения в виде, как минимум, одного человека. Вряд ли единственный человек на Земле (на необитаемом острове) будет знать о своих правах, которые никто не сможет нарушить или даже сказать о них. Один человек всегда свободен, равен самому себе, являясь по аналогии с животными частью природы на планете.
Общество как системное явление является обязательной средой возникновения, развития и существования человека. Это способ жизнедеятельности людей, состоящих из определенных институтов, организаций, отдельных обществ, групп и иных, нередко, небольших общностей. Несмотря на различные формы общества, оно имеет постоянство, где отношения носили и носят естественный характер, исходя из исторических реалий и жизненных необходимостей человеческого развития. И ранее такие указываемые ценности, как равенство, свобода, справедливость, собственность, были и являются обязательными условиями существования общества, вследствие общих и индивидуальных потребностей человека. Говоря о системном характере взаимоотношений личности и общества Ж.-Ж. Руссо выводил, что каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого [37, с. 181-183].
В то же время, материальное и духовное развитие человечества с непременностью переходит от естественных отношений в юридические, а в результате формирования экономических и властных отношений в обществе возникает государство как руководящий «каркас» общества. С определенного исторического момента общество и государство развиваются параллельно с непременной тенденцией в максимальной степени подчинения общества государству, однако тождественными данные социальные институты никогда не становятся. Содержанием общества является политическая, экономическая, духовная и социальная жизнь и все иные промежуточные и не всегда заметные сферы человеческого бытия. Государство в силу своих объективных возможностей и функциональной роли не могло и не может вбирать в себя весь объем деятельности общества, ограничиваясь в основном политическим компонентом властвования. Хотя в определенной степени органы государства правовыми способами регламентирует области экономики, культуры и социальной жизни, но это не носит доминирующего значения. Современный уровень государственности, накопленные знания, опыт, научная систематизация политической жизни достаточно четко очерчивают границы государственных сфер регулирования, не давая возможности без объективной необходимости применять властные отношения в обществе и его отдельных областях [35, с. 90].
В такой картине возникали и возникают сложные схемы формирования прав и обязанностей человека по отношению к обществу и государству. Если по отношению к обществу права и обязанности человека в основном исходят из нормального соотношения потребностей человека и интересов общества, то по отношению к государству, как мы уже указывали, нередко наблюдается дисбаланс в сторону ограничения прав и увеличения обязанностей. Более того, в истории человечества вообще имеются примеры наличия только обязанностей человека при отсутствии его прав, хотя в реальной жизни подобный статус человека вряд ли представим.
В целом, подбивая определенный итог нашим рассуждениям, укажем, что содержание прав и обязанностей человека исходит, в первую очередь, из его индивидуальных интересов, соотносимых с интересами общества и разумностью интересов государства. Необходимость государства, о чем мы неоднократно подчеркивали, влечет необходимость формирования статуса человека в соответствии с общественным и государственным устройством жизни, что означает обязательное наличие не только прав, но и обязанностей.
Государство в этом видении не может видеться только в отрицательном значении. Принудительная сила государства, по мнению И.А. Ильина, и разносторонность его деятельности при правильной организации не только не подавляют свободную духовную жизнь человека, но и создают для нее благоприятные условия. Выработать эту правильную организацию составляет высшую задачу человечества в его политической деятельности.
Государство в интересах человеческой жизни регламентирует наиболее важные права и обязанности человека, которые в большей степени соотносятся с интересами государства. Эти права и обязанности, разумеется, влияют на положение человека в обществе, и, более того, формируют сами общественные отношения. Однако все права и обязанности человека в общественном окружении невозможно определить в виду огромной палитры отношений в обществе, где не все регулируется юридическими нормами. Из этого всегда имеют место моральные (нравственные) права и обязанности человека в обществе и юридические права и обязанности человека в государстве. Эти две взаимосвязанные стороны статуса человека в обществе и государстве, разумеется, не являются антагонистическими, а во многом переплетаются между собой, определяя положение субъекта в общественных и правовых отношениях. Отсюда правовой статус человека как совокупность наиболее важных прав и обязанностей человека в обществе и государстве закрепляется в законодательных нормах и носит обязательный характер.
Такая обязательность вытекает из системности построенных юридических отношений, связанности прав и обязанностей одного лица с правами и обязанностями другого и, наконец, возможной юридической ответственности за неисполнение статусных норм субъекта права [17, с. 99-101].
2.2 Конституционные гарантии прав и свобод человека
В литературе довольно часто происходит отождествление правоохранительных, правозащитных и в целом правообеспечительных отношений, что приводит к смешению таких понятий, как «охрана прав», «защита прав», «обеспечение прав», «реализация прав» и в итоге ведет к неправильной оценке данных терминов на уровне субъектов Российской Федерации, в частности при формировании собственного законодательства.
Такое положение объясняется просчетом законодателя, который не счел необходимым хотя бы в одном законе дать определения рассматриваемым понятиям, хотя подобная практика у законодателя имеется, например, в преамбуле Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 18 июля 2011 г.) «О защите прав потребителей» дается определение основных понятий, применяемых в документе, среди которых «изготовитель», «потребитель», «продавец» и др., дана норма-дефиниция «безопасность» (ст. 1) и др. Однако, чтобы полностью отразить в нормативном документе данные правовые явления, законодателю необходимо разработать специальный закон [5].
Несомненно, важнейшая роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан принадлежит государству и праву. Вместе с тем наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина на беспрепятственное пользование этими правами и свободами, вовсе не означает, что каждому гражданину автоматически гарантируется их реализация. Для этого требуется не только провозглашение в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, но и их материализация - действительное получение того блага, которое составляет содержание данного права, т.е. его реализация. Так, в свое время Л.С. Явич писал, что право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях, и, что нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества [71, с. 35
Процесс реализации прав граждан носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Совокупность средств, обеспечивающих реализацию права, их применение и действие составляют особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права. Под механизмом реализации понимается способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные правомерные положительные действия человека и гражданина, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс. При этом и обеспечение, и охрана, и защита прав и свобод выступают как постоянно сопровождающие действие механизма реализации процессы.
Особенность реализации конституционных прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно должен пользоваться правами и свободами, например жизнью, здоровьем, свободой, то есть благами, неотъемлемыми от него. Ему, как правило, не надо предпринимать активных усилий по достижению результатов, предусмотренных конституционными правами, поскольку их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами, в виде прав и свобод и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием.
Различие реализации прав и охраны и защиты прав определяется различием их целей. Цель первой (реализации) - получить человеком и гражданином то благо, которое предусмотрено субъективным правом, цель второй (охраны и защиты) - предупредить правонарушения, устранить причины, их порождающие, (охрана) и восстановить процесс реализации, если он прервался (защита), то есть охрана и защита прав служит обеспечению реализации прав.
Причем охрана прав и защита прав возникают вместе с возникновением прав человека (так как, возникнув, право сразу же подпадает под охрану, т.е. под запрет нарушать его, а в случае нарушения требует его восстановления - защиты) и прекращается вместе с его реализацией, т.е. «охраняются права и интересы постоянно, а защищаются, когда нарушаются. Защита есть момент охраны». Более того, необходимо отметить, что «охрана прав» и «защита прав» - это явления, которые сопровождают человека и гражданина не только в процессе его жизнедеятельности, но и после его смерти. Об этом свидетельствует, например, Гражданский кодекс (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 8 декабря 2011 г.) (ст. 1267), который провозглашает, что «авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно [1].
Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами».
Таким образом, обеспечение представляет собой всю систему политических, экономических, социальных, духовных, правовых и иных мер и условий, направленных на наиболее полное пользование человеком и гражданином социальными благами. Под защитой имеется в виду принудительный (в отношении обязанного лица) способ осуществления права, применяемый в установленном законом порядке компетентными органами в целях восстановления нарушенного права.
Охрану прав необходимо рассматривать в двух основных значениях:
1) как статическое явление,
2) как динамическое.
«Охрана» в юридическом смысле слова - это «позитивное, статическое состояние норм права, направленных непосредственно на ограждение осуществления субъективных прав и законных интересов граждан от возможных нарушений [19, с. 240-241].
Из этого определения следует, что административно-правовая, уголовно-правовая и гражданско-правовая охрана прав и интересов граждан осуществляются вне конкретных правоотношений, поскольку нормы этих отраслей права до их нарушения находятся в позитивном состоянии, тогда как защита уже нарушенных прав всегда происходит в рамках конкретных правонарушений, возникновение которых нежелательно с точки зрения интересов как человека, так и государства.
Под охраной прав как динамическим явлением понимается совокупность различных взаимосвязанных между собой мер, осуществляемых как государственными, так и общественными организациями, направленных на предупреждение правонарушений, устранение причин, их порождающих, и способствующих, таким образом, нормальному процессу реализации гражданами своих прав и обязанностей.
На основании вышеизложенного можно выделить следующие признаки охраны прав и защиты прав:
- во-первых, охрана и защита прав и свобод человека и гражданина - это не только правоприменительная деятельность, но и правотворческая деятельность;
- во-вторых, охрана и защита прав и свобод - это дополнительно еще и юридическая помощь человеку, оказываемая адвокатурой, нотариатом, общественными объединениями, правительственными организациями и учреждениями и др.;
- в-третьих, охрана и защита прав и свобод действует на всех стадиях проявления права;
- в-четвертых, охрана и защита прав и свобод охватывает все элементы правового статуса человека, в т.ч. и его обязанности.
Таким образом, необходимо отметить, что от правильного и полного осмысления сущности и содержания таких понятий, как «обеспечение», «реализация», «охрана», «защита» прав и свобод, во многом зависят не только существование действенного механизма обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, но и отношение общественности к государственно-правовой деятельности, престиж государственных органов в Российской Федерации. Этим обстоятельством объясняется то внимание, которое уделяется указанным проблемам не только правозащитниками, но и специалистами в данной области [17, с. 121].