Аналитические исследования

Строго говоря, все исследования, целью которых является изучение проблем и процессов в сфере социального управления, обеспечение ЛПР информацией, позволяющей выбрать опти­мальную стратегию развития или оценить возможные риски в случае негативного развития сопряженных структур, относятся к классу аналитических.

Аналитическая работа — абсолютно необходимый элемент любой управленческой деятельности. Это обусловлено тем, что эффективное управление возможно лишь на основе тщательного изучения всей информации, имеющей даже отдаленное отноше­ние к управляемой системе.

Анализ в буквальном смысле — разложение, расчленение (мысленное или реальное) объекта на части. Процедура анализа неразрывно связана с синтезом, противоположным анализу про­цессом, означающим соединение элементов в единое целое. Оба процесса являются обязательными этапами исследовательской работы, поэтому термин «анализ» часто используется как синоним всякого научного исследования вообще. Таким образом, выде­ление аналитики в качестве этапа процесса управления неявно предполагает закрепление именно за ним функции научного обес­печения управленческой деятельности. Из всех научных направ­лений наибольшей ориентацией на изучение актуальных проблем социальной практики, получение конструктивных результатов, направленных на преодоление и решение социальных проблем, обеспечение ими органов управления, обладает социология.

Наличие соответствующей информации — абсолютно не­обходимое условие аналитической работы. А в силу того, что любое управленческое решение должно предваряться анализом конкретной ситуации (диагностика), ее перспективной динами­ки (прогнозирование), разработкой и обоснованием возможных стратегий поведения, навыками анализа соответствующей ин­формации должен обладать каждый управленец. Потребность в повышении качества аналитических навыков и умений среди руководящего состава растет по мере их продвижения вверх по иерархической лестнице. Соответственно по мере расширения масштабов управленческой деятельности растет и уровень слож­ности принимаемых решений, цена возможных ошибок. Ради­кально увеличиваются объемы и интенсивность информации, необходимой для принятия решений. В конце концов наступает момент, когда объективные потребности начинают превышать возможности одного человека, и ЛПР уже не может физически воспринять всю необходимую информацию и тем более всесто­ронне ее осмыслить. Тогда аналитическая деятельность выделяется в отдельный, профессиональный вид работы, который концен­трируется в соответствующих специализированных структурах. Включение социологии в качестве научного обеспечения в процесс управленческой деятельности происходит, как правило, именно в рамках этих информационно-аналитических структур (отделов, групп, секторов). Важнейшая содержательная функция этих структур — информационно-аналитическое обеспечение управ­ленческой деятельности. Цель этих структур — предоставление ЛПР, определяющим стратегию развития управляемой системы, информации, позволяющей на основе каких-либо (заданных извне или самостоятельно сгенерированных) принципов обосновывать целевые ориентиры, оптимальную последовательность действий для их достижения, а также промежуточные (текущие) критерии оценки получаемых результатов.

В общем случае информационно-аналитические структуры для ЛПР должны обеспечивать возможность:

а) получения регулярной (в режиме мониторинга) аналити­ческой и обзорной информации по важнейшим аспектам внешней по отношению к управляемой сфере среды (на основе традици­онного и контент-анализа СМИ, соответствующей нормативной и директивной информации, имеющихся и инициированных данных о состоянии различных объектов и структур управления). Система должна иметь ресурс для гибкого, оперативного, иногда опережающего изменения номенклатуры переменных в первичных (полевых) документах в зависимости от ситуации, заданий руководства;

б) подготовки аналитических и прогнозных материалов по актуальным проблемам состояния и развития собственно управ­ляемого объекта (экспертные опросы, целевые исследования, выборочные данные, полученные по телекоммуникационным линиям связи);

в) разработки ситуационных моделей решения перспектив­ных проблем;

г) оперативного (в кумулятивном режиме) получения опти­мального объема информации в случае непредвиденных или чрезвычайных ситуаций (наличие средств подключения к соот­ветствующим БД).

В настоящее время наиболее распространенными функциями информационно-аналитических структур являются:

• комплексный анализ развития политических и социально-экономических процессов в регионах Российской Федерации с учетом различных факторов;

• анализ расстановки политических сил и тенденций развития общественных движений в России и ее регионах; подготов­ка информации и аналитических материалов по стратегии и тактике ведения предвыборных кампаний, проведению референдумов, обсуждению основных положений, законо­проектов и нормативных актов;

• социально-политическая экспертиза проектов нормативных документов, оценка политических, социально-экономичес­ких, культурных и международных последствий решений, принимаемых органами исполнительной и представительной власти;

• проведение мониторинговых исследований социальной и по­литической ситуации в регионах России на основе анализа материалов СМИ;

• проведение целенаправленных исследований, в том числе подготовки аналитических и концептуальных материалов по отдельным вопросам государственного управления и между­народной жизни.

Условно различают мониторинговые, инициируемые и куму­лятивные аналитические исследования.

Мониторинговые исследования предназначены для длительного аналитического слежения за развитием определенной ситуации, чтобы априори иметь возможность синтеза управленческих ре­шений, обеспечивая тем самым их превентивный характер.

Инициируемые аналитические исследования проводятся анали­тическими службами по ранее незапланированным поручениям руководства или в результате выявления проблем при проведе­нии мониторинговых исследований. Как правило, это начальные стадии новых исследований.

Кумулятивные исследования характеризуются высокими требо­ваниями к оперативности их проведения (один день—неделя — не более, включая развертывание и завершение исследования), дефицитом имеющейся исходной информации, применением специализированных методов обработки экспертной информа­ции на основе совещательно-ситуационной автоматизированной обработки информации группами руководителей и/или экспер­тов-аналитиков. Основными методами, используемыми при осу­ществлении кумулятивных исследований, являются имитационное моделирование и различные методы экспертных оценок.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Общие принципы и особенности экспертных методов.

2. Этапы организации и проведения экспертного опроса.

3. Индивидуальная и групповая экспертиза.

4. Метод Дельфи: понятие, достоинства, недостатки.

5. Содержание и последовательность этапов метода Дельфи.

6. Метод «мозгового штурма»: сущность, организация, проведение.

7. Метод нормативных прогнозов: сущность, методика проведения.

8. Проблемы применения экспертных методов в практике управ­ления.

9. Анализ в практике управленческой деятельности. Место и функ­ции информационно-аналитических структур в управленческой деятельности.

10. Виды аналитических исследований. Их специфика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: