Воспитание и социализация учащихся

Ключевые слова: программа воспитания и социализации учащихся, самоопределение, социализация, социальная адаптированность; социальная автономность; социальная активность.

Программа воспитания и социализации учащихся - перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов: социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум); многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы

При разработке необходимо учесть:

- направление программы на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся;

- идеологическое и методологическое содержание Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России и стратегически единую для всех образовательных учреждений страны цель образовательной деятельности - Национальный воспитательный идеал;

- актуализацию содержательного и методического наполнения программы воспитательной деятельности с акцентом на формирование жизнеспособной личности;

- обязательную организацию воспитательного процесса по всем рекомендуемым содержательным направлениям воспитательной деятельности с опорой на базовые национальные ценности;

- культурно-исторические, этнические, социально-экономические, демографические особенности региона и запрос родительской общественности;

- принцип преемственности, который должен обеспечить связь программы духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника и программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;

- достижение личностного, метапредметного результатов воспитания и социализации обучающихся;

- интеграцию урочной, внеурочной, внешкольной, семейной деятельности обучающихся и их родителей по созданию единого образовательного пространства школы;

Самоопределение – длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров.

Социализация – это процесс интеграции человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Социальная адаптация - активное приспособление индивида к условиям среды.

Социальная автономизация — реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.

Социальная активность — реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека.

Социализация– это процесс интеграции человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организации). Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д. Это характеризует человека как объект социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, то есть не только адаптируется в обществе, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

В связи с чем, критериями социализации выступают:

  • социальная адаптированность;
  • социальная автономность;
  • социальная активность.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям среды, а социальная автономизация — реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Социальная активность — реализуемая готовность к действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека.

Таким образом, социализация обеспечивает, прежде всего, формирование готовности индивида к реализации совокупности социальных ролей, освоение этих ролей. При этом происходит социальное самоопределение — выбор детьми своей роли и позиции в общей системе социальных отношений, предполагающий их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.

На социализацию ребенка существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане значим правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой — интериоризировать социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре социального и педагогического взаимодействия.

Большой воспитательный потенциал для формирования взаимоотношений педагогов и школьников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Успешность деятельности, срабатываемость ее участников зависят от взаимопонимания взаимодействующих сторон. Взаимопонимание педагогов и учащихся связано, прежде всего с объективностью и всесторонностью их информированности друг о друге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: